Крупные металлургические компании России выступают против внедрения на РЖД системы договоров перевозки с условием take-or-pay (“бери или плати”), согласно которым перевозчик получит долгосрочную гарантию объемов перевозки и выручки. Металлурги уверены, что подобная мера нарушит принцип публичности перевозчика и может создать благоприятную среду для злоупотребления РЖД монопольным положением.
17 января некоммерческое партнерство “Русская сталь”, объединяющее ведущие металлургические компании страны, направило в Министерство транспорта РФ просьбу не допустить внедрения на РЖД договоров грузоперевозки по системе take-or-pay.
В июле 2016 г. в рамках исполнения поручения президента по развитию мощностей в порту Тамани РЖД направило в Минтранс предложения по введению take-or-pay для развития инфраструктуры железных дорог. Монополия предлагает дать приоритет грузоотправителям, заявившим объем перевозок на несколько лет вперед, за невыборку объема им грозит штраф. Выручка от таких договоров должна идти на развитие инфраструктуры, но для внедрения системы нужно изменить устав железнодорожного транспорта.
В декабре 2016 г. Минтранс опубликовал законопроект по изменению этого устава. В основу легли предложения РЖД, в проекте уточняется, что перевозчик, с которым компания заключает договор, должен являться “владельцем инфраструктуры”, добавлены нормы о том, что договор take-or-pay должен соответствовать гражданскому и антимонопольному праву, правилам недискриминационного доступа на товарные рынки, не влиять на воинские и специальные перевозки. Планируемый срок вступления правок в силу – декабрь 2017 г.
Но “Русская сталь” сочла, что, согласно проекту, грузоотправители и грузополучатели могут получить приоритет в приеме заявок, если заключат с РЖД договоры с условиями “об инвестировании в строительство, модернизацию и реконструкцию инфраструктуры и/или о внесении предоплаты за перевозки”. Это, уверены металлурги, закрепляет за монополией право ограничивать доступ к инфраструктуре любым грузам на любых направлениях и нарушит принцип публичности перевозчика. В частности, будет создана благоприятная среда для злоупотребления РЖД монопольным положением. В партнерстве полагают, что преференции в рамках долгосрочных договоров должны реализовываться не в ущерб другим участникам перевозочного процесса.
На железную дорогу приходится до 90% отгрузки стали и угля. По данным информационного агентства “Интерфакс”, в 2016 г. НЛМК отгрузил по железной дороге 15,26 млн. т при производстве в РФ 16,44 млн. т, «Северсталь» – 7,6 млн. из 11,63 млн. т, Evraz – 9,4 млн. т из более чем 10 млн. т, совокупные перевозки угля по железной дороге – 360 млн. т при прогнозируемом Минэнерго производстве за год 385 млн. т. По данным экспертов, РЖД в 2017 г. переложили на грузоотправителей до 40% расходов на ремонт пути за счет дополнительной индексации тарифа на 2%. В итоге, получив право приоритетно обслуживать тех, кто соинвестирует в развитие инфраструктуры или вносит предоплату, РЖД полностью переложит финансирование инфраструктуры на грузовладельцев. (КоммерсантЪ/Металл Украины и мира)