В Украине обостряется угольный кризис. Причем, очередное ЧП опять произошло не на востоке, а на западе страны. 9 марта шахтеры Червонограда Львовской области объявили о прекращении отгрузки угля из-за задолженности по заработной плате и собираются пикетировать областной суд Львова. Об этом на своей странице в Facebook сообщил глава Независимого профсоюза горняков Украины Михаил Волынец.
Это уже второй “сигнал” из этого региона. Напомним: в начале марта произошла авария на шахте Степная во Львовской обл. Она считается самой масштабной за последние десятилетия – кроме смертельных жертв и пострадавших, взрыв метана катастрофически ухудшил имидж группы частных компаний-трейдеров. До недавнего времени, оперировавшие в регионе фирмы активно отвоевывали свое место под солнцем.
В позапрошлом году им удалось успешно довести до банкротства государственное объединение “Волыньуголь” и частную обогатительную фабрику ЦОФ Червоноградская. Активы шахт начали переходить в частные руки. В 2016 году, за несколько дней до аварии на шахте Степная, трейдеры обездвижили счета самого главного объединения региона, государственного “Львовуголь”, сделав невозможной нормальную работу персонала.
Арест счетов взорвавшейся позже шахты создал все предпосылки для аварии. По предварительным данным, устаревшее оборудование шахты не зафиксировало накопление метана. И это при том, что там работала централизованная автоматика управления газами, которая отличала шахту Степная от многих других, намного хуже оснащенных объектов объединения.
Взрыв произошел в то время, когда один из забоев шахты был остановлен для работы ремонтной бригады по восстановлению разрыва изношенной электросети. Детальные причины возникновения аварии позже выяснит следствие прокуратуры и созданная 6 марта под эгидой вице-премьера Геннадия Зубко правительственная комиссия. Сам Зубко заявил прессе, что в рамках расследования комиссия выяснит, почему добыча угля на этой шахте упала с 2,5 млн. т до 0,5 млн. т.
Пока же можно говорить о самой расхожей версии: авария могла стать следствием эксплуатации крайне изношенного оборудования, которое не обновлялось из-за финансовых тисков и повышенного внимания частного капитала.
В течении последних двух лет трейдеры весьма активно интересовались как частной центральной обогатительной фабрикой, так и государственными шахтам Львовско-Волынского угольного бассейна. Сразу после аварии схожую версию аварии озвучил глава Независимого профсоюза горняков Михаил Волынец. Он отказался называть прессе имя компании-трейдера, которая, по его словам, с 2015 года грабила объединение “Львовуголь”, и по решению суда заблокировала все его счета.
“Исполнительная служба перед аварией перевела на счета этой компании 30 млн. грн., которые ранее предполагалось пустить на зарплаты. В прошлом году банкротом объявили объединение “Волыньуголь”, а “Львовуголь” не успели объявить. Ждали поступления средств, чтобы их получить, и уже потом обанкротить. Тут задействованы суды, исполнительная служба и “смотрящие”, – заявил Волынец.
Эксперты предположили, что под таинственными вредителями глава профсоюзов мог подразумевать компании депутата от БПП Игоря Кононенко, которые наращивают свое влияние на угольную тепловую энергетику Западной Украины. Но пока эта версия не подтвердилась фактами. Другие предположения о причинах банкротств предприятий Львовско-Волынского бассейна выглядят традиционно: они связываются с интересами компаний ДТЭК Рината Ахметова, которые все больше нуждаются в местном угле.
Шахты Степная, Горная, и обособленная от “Львовугля” государственная ПАО “Надежда” – это единственные шахты Западной Украины, которые могут добывать газовый уголь низкой зольности, и отправлять его непосредственно на тепловые электростанции без обогащения.
Кроме высокого качества, добыча угля “Надеждой” имеет саму ю низкую в Украине себестоимость, но эта шахта должна будет закрыться в ближайшие годы из-за крайне низких запасов. Остальные местные шахты намертво привязаны к услугам частной фабрики, и считаются менее привлекательными. Главным потребителем угля в регионе является ТЭС компании “Западэнерго” корпорации ДТЭК, электростанции которого работают преимущественно на экспорт в страны ЕС.
До последнего времени, корпорация ДТЭК предпочитала завозить на западно-украинские электростанции газовые угли со своих шахт на Востоке Украины, и отказывалась от массовых закупок газового угля западно-украинской добычи. Ежегодно на Запад Украины ввозилось по 4-5 млн. т угля с востока страны, на чем терялось не менее 400 млн. грн. ДТЭК компенсировала эти убытки доходами от экспорта электроэнергии. Такая стратегия оправдывалась, якобы, боле низким качеством западно-украинского угля, и сложным финансовым положением Червоноармейской ЦОФ. Но основной причиной было то, что уголь ДТЭК надо было покупать у государства. И уменьшать тем самым шансы банкротства предприятий западно-украинской угледобычи.
После активизации гражданской торговой блокады территорий ОРДЛО, расклад начал стремительно меняться. На оккупированных территориях запустился процесс национализации большинства из работающих там предприятий ДТЭК. Следовательно, у ориентированной на экспорт “Западэнерго” стала расти зависимость от поставок угля их государственных шахт Львовско-Волынского бассейна.
К этому следует добавить, что с 2016 года мощности работающих в Западной Украине ХАЭС и РАЭС перестали замещать экспортные ТЭС Рината Ахметова, и начали получать дополнительные выходы мощностей в энергосистему центральной Украины. Это значит, что “Западэнерго” должна будет увеличивать закупки западно-украинского угля и выработку электроэнергии для региональных потребностей. Такой рост зависимости экспортных ТЭС от местного угля, по сути, сыграл на руку частным трейдерам, которые занимались банкротством шахт и Червоноармейской ЦОФ – отжим шахтных и обогатительных активов начал происходить в атмосфере повышенного спроса на западно-украинский уголь, и на проекты освоения новых месторождений.
После “блокадного разворота” поставок газового угля на экспортные ТЭС инвестиционная привлекательность угольных шахт Западной Украины приобрела сразу несколько новых черт.
Первая из них – классическая инвестиционная. Шахтное строительство Львов-Волыньбасса может оказаться очень интересным для бизнеса. Успешное для трейдеров банкротство “Львов-” и “Волыньугля” позволит включать в орбиту своего влияния строительные дирекции, работающие в их составе. Проще говоря, трейдеры смогут взять в свои руки новые месторождения.
Самый известный из плацдармов строительного фронта, это реализующийся уже почти 25 лет кряду проект строительства шахты Нововолынская №10 с запасами газового угля 37 млн. т. Если государство найдет 0,5 млрд. грн. на ее ввод в эксплуатацию, она может стать первой новой шахтой, запущенной в Украине за годы независимости.
Еще одна перспективная площадка – это находящиеся на стадии геологической разведки Червоноградские шахты №3 и №4 с запасами 169 млн. т газового угля. Прогнозная стоимость строительства первой шахты составляет почти 6 млрд. грн. с выходом на годовую мощность в 1,2-4 млн. т.
Кроме этих проектов, на нескольких шахтах “Львовугля” геологи разведали расположенный глубже существующих выработок Визейский пласт с запасами энергетического угля не менее 30 млн. т. Для сравнения: текущие промышленные запасы всего Львовско-Волынского бассейна нынче составляют 100 млн. т. Это десятая часть от общих подтвержденных запасов угля Украины на уровне 970 млн. т.
Если эти запасы не увеличить запуском новых шахт, государство должно будет через несколько лент тратить миллиарды гривен на закрытие большинства выработанных шахтных промыслов. Скажем, 30 лет назад в этом бассейне работало 23 шахты с добычей 15,5 млн. т, тогда как к 2016 году осталось 13 шахт: 9 “Львовугля” и 4 “Волыньугля”, которые добыли всего около 2 млн. т газового угля.
Кроме новых запасов газового угля, изюминкой Львовско-Волынского бассейна считаются большие запасы сырья для металлургии – коксующегося угля Любельського и Тягловского месторождений. Вполне возможно, что проекты освоения этих месторождений дадут угольному бассейну второе дыхание.
Строительство обогатительной фабрики и освоение этих месторождений может стать самой большой угольной стройкой страны. При запасах более 1 млрд. т угля, запуск новой обогатительной фабрики и шахты годовой мощностью 5,2 млн. т рядового энергетического угля и 4,2 млн. т коксующегося концентрата потребуется более $1 млрд. инвестиций. Компания-оператор проекта, Lubel Coal Company Ltd., давно перенесла сроки реализации проекта с 2015 года на 2018-ый, явно рассчитывая привлечь инвесторов из Китая, но пока что особого прогресса в не наблюдается.
Отсутствие заметного инвестиционного прогресса в строительстве шахт-гигантов Нововолынская-10 и Любельская приводит к тому, что Украина увеличивает зависимость от импорта. Тепловая генерация потребляет около 24,5 млн. т угля, из которых 9 млн. т составляет антрацит с территорий ОРДЛО, и 15 млн. т – угли газовой группы внутренней добычи. Из этого объема 10 млн. т газового угля приходится на государственные шахты около 5 млн. т на сырье шахт ДТЭК.
Перспектива длительной торговой изоляции оккупированных территорий заставила Минтопэнерго Украины в начале этого взяться за реализацию символического проекта перепрофилирования двух блоков крупных ТЭС “Центрэнерго” с антрацитов на газовый уголь, но общую картину потребления это явно не изменит – до той поры, пока все антрацитные ТЭС, включая частные электростанции ДТЭК, не модернизируются, внешние закупки угля-антрацита в РФ, ЮАР и у других производителей должны будут вырасти с 7 млн. до 16 млн. т.
В конце прошлого года Минтопэнерго взялось за разработку новой редакции Энергетической стратегии, и заложило в нее цель удвоить внутреннюю добычу угля.
Львиная доля этого прироста должна прийтись на шахты в прифронтовых районах на востоке страны, но при этом нынешняя 2%-я роль шахт угольного бассейна Западной Украины должна вырасти за счет новых строительных проектов. А вот за какое время произойдет этот прирост, целиком зависит от того, кто именно и в какой форме будет проводить банкротство западноукраинских шахт и ЦОФ Червоноармейская. Если последуют очередные аварии и расследования, процесс сильно замедлится, отодвигая сроки сокращения зависимости тепловой энергетики от ввозимого в страну угля. (Иван Петров, ubr.ua/Металл Украины и мира)