Тысячи украинских горняков ежедневно рискуют жизнью, тяжело работая на глубине сотни метров под землей, обеспечивая энергетическую безопасность страны. При этом их труд не всегда по достоинству оценивают, а иногда и своевременно не оплачивают. Как следствие, шахтеры выходят на протесты, требуя в том числе и нормальных условий труда. О тенденциях развития отрасли, проектах и процессе модернизации шахт «Урядовый курьер» пообщался с директором департамента топливно-энергетического комплекса и энергосбережения Львовской областной государственной администрации Михаилом Мельником.
УК: Михаил Васильевич, в этом году Минэнергоугля направило значительные средства на модернизацию шахт, в частности, на Львовщине. Какие изменения это повлекло в горнодобывающем секторе в области?
– На протяжении последних лет угольную отрасль хронически недофинансировали. Прежде всего это касалось Западной Украины. На востоке, к счастью, было лучше положение. Однако там шахты сначала модернизировали за счет государства, а затем они оказывались в частной собственности.
Часть таких предприятий сейчас находится на неподконтрольных территориях, и следить за их деятельностью почти невозможно. В 2017 г. правительство впервые выделило деньги на обновление шахт Львовщины – 78 млн. грн. Сегодня 56 млн. направлено на первоочередные нужды. По моему мнению, модернизация – это первое направление, на которое нужно тратить средства и усилия, чтобы увеличивать эффективность добычи угля.
УК: Во Львовской области работает семь шахт, и каждая из них имеет свои особенности. Каким образом осуществляется их обновление?
– Можно говорить не только об особенностях, но и о том, что все шахты могут быть прибыльными и успешными. Только они требуют определенных финансовых вложений, которые оправдают себя в ближайшем будущем. Львовская облгосадминистрация совместно с ГП “Львовуголь” разработала инвестиционные проекты, которые подали в соответствии с процедурами на согласование, на общую сумму 1,1 млрд. грн. Мы тщательно проанализировали каждую шахту, его потребности – оборудование, механизмы. Учли процессы, которые стоит оптимизировать для уменьшения затрат как энерго-, так и человеческих ресурсов, чтобы больше добывать угля. Такие изменения приводят к увеличению поступлений и стабилизации предприятия, дают возможность повышать зарплату. Здесь важно выделить два момента: во-первых, ГП “Львовуголь” уже практически подходит к уровню безубыточности, ведь правительство частично повышает цену на уголь, во-вторых, модернизация началась и продолжается. На Львовщине добывают уголь марки Г, который главным образом идет на энергетику, а это – одна из основ безопасности государства. Понятно, что без угля не будет электроэнергии, не будет экономики. Отмечу, что шахты в регионе строили в 60-х годах прошлого века. Техника и установки морально устарели. И получается так, что горняк вместо того, чтобы просто работать, должен сначала отремонтировать средства для этой работы. Так о какой эффективности можем говорить? Если рабочее место шахтера оборудовать современной техникой, то комфортность и эффективность труда возрастет в разы.
УК: Недавно во время селекторного совещания премьер-министр Украины Владимир Гройсман поручил министру энергетики и угольной промышленности Игорю Насалику принять меры по скорейшему погашению задолженностей по зарплате шахтерам. Какие еще актуальные вопросы обсуждали на этом совещании?
– Замечу, что уже есть положительные тенденции выплаты зарплат. По коллективному договору ее осуществляют 10 и 25 числа каждого месяца. Горняки Львовщины не имеют сегодня задолженности по выплате зарплат. Коллектив горняков области большой – около 9000 человек. Люди, которые так тяжело трудятся в сложных условиях, должны получать достойное денежное вознаграждение. Средняя зарплата на ГП “Львовуголь” составляет примерно 7-9 тыс. грн.
Львовщина – пограничная область, и мы, к сожалению, наблюдаем отток кадров. Молодые ребята, которые только начинают работать, часто задумываются о работе за рубежом, в Польше. Поэтому нужно думать о мерах для преодоления этой проблемы.
Есть разрыв между обучением специалистов и практическим применением умений и знаний. Здесь спасают профильные предприятия, которые идут навстречу и принимают на практику, а впоследствии – и на работу студентов и молодых специалистов. Таким образом улаживается эта проблема. Очень важный аспект, ведь абитуриент понимает, что после вступления и завершения обучения он будет иметь место работы с достойной зарплатой. Время теоретизирования прошло, сейчас нужно думать практически и прагматично – убежден.
Второй важный вопрос – это обеспечение горняков средствами индивидуальной защиты. Правительство направило на эту программу по охране труда 100 млн. грн. Ни одна тонна угля не стоит человеческой жизни. Поэтому государство обязано заботиться о безопасности трудящихся. Также во время совещания обсуждали состояние выплат на модернизацию шахт. Это очень важный вопрос, ведь последние средства поступили в июне. А заявки уже есть, оборудование частично поставлено, поэтому оплата необходима, чтобы процесс не останавливался.
Так же актуально повышение заработной платы горняков. Профсоюзы требуют повышения с коэффициентом 1,4. Они имеют право по законодательству внести изменения в коллективный договор с госпредприятием, министр – поддержать, и в условиях финансовой стабильности предприятия будет происходить повышение зарплаты.
УК: В конце мая Кабмин утвердил Стратегию развития угледобывающей отрасли. Она предусматривает не только увеличение добычи угля на государственных шахтах (с последующим переходом на бездотационность), но и создание единой национальной угольной компании, руководить более тремя десятками государственных шахт.
– Да, и мы в Львовской ОГА критически относимся к такой инициативе, когда отдельные предприятия превращаются в производственные подразделения. В дискуссиях выступаем за то, чтобы в каждую шахту вложить деньги, модернизировать ее. В государстве реализуется реформа по децентрализации, а создание национальной угольной компании – это, наоборот, централизация. Известно, что государство покрывает часть себестоимости добытого угля. Потому как прибыльные, так и убыточные шахты не мотивированы работать по-другому. В основном такое положение на востоке. Однако есть похожие случаи и у нас. И горняки замечают эту несправедливость, а мы понимаем – модернизацию надо осуществлять везде, по всей стране. Сейчас на шахтах Львовщины добывают около 4-5 тыс. т угля в сутки, то мы готовы поднимать этот показатель до 6-7 тыс. Конечно, каждая шахта имеет свои особенности, уникальные горно-геологические условия. Где может быть лава лучше, с лучшими показателями качества, с меньшей зольностью, но хуже техникой. А где-то – наоборот. В общем шахты Львовщины – это единый комплекс, который может работать очень слаженно и приносить прибыль, обеспечивать рабочие места и развитие региона.
УК: Происходят новые разведки полезных ископаемых на Львовщине? В конце концов, имеющиеся ресурсы исчерпывающие ..
– Да. У нас есть очень хороший проект по созданию новой шахты – “Любельской”. Уже разработали всю проектную документацию. Здесь возможна добыча угля коксующейся группы, который используется в металлургии. При строительстве этой шахты мы готовы обеспечить не менее 3 тыс. рабочих мест. Там будут новые технологии. Основное сейчас – привлечь инвестиции в сумме около миллиарда долларов. Строительство продлится примерно три года. Мы постоянно говорим об этом проекте на всех возможных тематических встречах, предполагаем и участие государства в софинансировании. Эта шахта может усилить наши позиции на рынке коксующегося угля в мире – осуществлять экспорт как на европейские металлургические комбинаты, так и на восток, в частности, в Китай и Индию. Это был бы колоссальный прорыв в отрасли. Закрытие определенных шахт – также вопрос ближайшего будущего. Существуют такие шахты, имеющие запас всего на 10 лет. Среди коллег уже обсуждается возможность создания на основе закрытых шахт музеев или каких-то познавательных локаций, как это практикуют в Германии. Это увеличило бы туристическую привлекательность и разнообразие в области. (Урядовый курьер/Металл Украины и мира)