Ценовая динамика на мировом рынке титана и соответственно титаносодержащего сырья в XXI веке движется по синусоидальной траектории. Со второй половины 2016 г. кривая цен потянулась вверх. Но частных добытчиков ильменита в Украине эта благоприятная конъюнктура не очень-то греет. Им больше приходится бороться за выживание.
Три года назад холдинг Group DF Дмитрия Фирташа еще был крупнейшим игроком на украинском рынке титана и титаносодержащего сырья, арендуя два старых государственных ГОКа – Иршанский и Вольногорский и развивая новые собственные проекты в Житомирской области. Однако тогда же он и получил первый разрушительный удар, когда ему отказали в дальнейшей аренде и перевели два упомянутых комбината в состав свежесозданной Объединенной горно-химической компании (ОГХК) со 100-процентной долей государства.
Только год назад у Д. Фирташа немного оправились от этого потрясения. Оставшимся в его собственности ильменитовые предприятия – Междуреченский ГОК и “Валки-Ильменит” удалось получить прибыль по итогам года. Они произвели на двоих 170,2 тыс. т товарного 42%-ного ильменитового концентрата (Тi2O), что соответствует примерно 70-процентной загрузке их мощностей. Но в текущем году титановый бизнес Group DF был снова торпедирован. Весной Государственная служба геологии и недр Украины отозвала лицензию на недропользование у компании “Валки-Ильменит”, летом следственные действия со стороны прокуратуры парализовали работу и Междуреченского ГОКа.
В Group DF считают, что действие специального разрешения на разработку Валки-Гацивского месторождения у них отозвали по абсолютно формальным причинам. Например, недропользователю ставят в вину, что тот не вписал в разрешение информацию о пересчете запасов сырья. Пресс-служба Group DF утверждает, что всю информацию предоставила в Госгеонедра своевременно, но ведомство ее не внесло в соответствующие документы. Не очень убедительно звучат и другие упреки. Например, в том, что компания без соответствующих разрешений и уплаты налогов продавала пески, оставшиеся после обогащения на Лемненском руднике. Правда, происходило данное нарушение еще в 2010-2012 гг. И вдруг только сейчас всплыло наружу. К слову, в 2012 г. “Валки-Ильменит” продал аж 40 т песков.
В этой ситуации чиновники Госгеонедр исходили скорее из принципа: была бы причина, а повод найдется. Причину же следует искать в напряженных отношениях между Group DF, пользовавшейся поддержкой старого режима, и ОГХК, опекаемой государством и политиками новой волны. Тут есть еще несколько отягощающих обстоятельств. Не исключено, что на участок, где до сих пор работала “Валки-Ильменит”, потенциально претендует входящий в состав ОГХК Иршанский ГОК, чьи запасы постепенно истощаются. Кроме того, между двумя предприятиями началась судебная тяжба по расчетам за прошлогодним контрактом на поставку 20 тыс. т ильменитового сырья. Иршанский комбинат сейчас требует возмещения на сумму 58,5 млн. грн. “Валки-Ильменит” пытается оспорить контракт.
Еще более серьезные последствия для ильменитового бизнеса Д. Фирташа может иметь обвинение в том, что он поставляет сырье в оккупированный Крым. Говорилось об этом давно, но преимущественно на неофициальном уровне. И только в июне текущего года следователи из прокуратуры АРК произвели обыски и в компании “Валки-Ильменит”, и на Междуреченском ГОКе с изъятием имущества и документации и арестом счетов. В судебном порядке обвинения пока не подтверждены, хотя у генерального прокурора Юрия Луценко сомнений в этом нет, а работа указанных предприятий практически заблокирована. В Group DF утверждают, что весь экспорт продукции осуществляют в соответствии с украинским законодательством. Хотя трудно поспорить и с тем фактом, что и у “Валки-Ильменит”, и у крупного химпроизводителя “Крымский титан”, работающего в Армянске на Крымском полуострове, один формальный учредитель – фирма Ukrainian Chemical Products. Как и один конечный бенефициар – Д. Фирташ.
В то же время в самой Украине до сих пор имеется ильменитодобывающее предприятие, напрямую принадлежащее российским владельцам и чувствующее себя вполне сносно. Имеется ввиду Демуринский ГОК, в чьей эксплуатации находится Вовчанское месторождения титано-циркониевых руд в Днепропетровской области. Владеет комбинатом флагман российской титановой промышленности – корпорация “ВСМПО-Ависма”. Благодаря тесному сотрудничеству с мировыми аэрокосмическими гигантами, такими как Boeing, ей удалось избежать западных санкций. Хотя она с тем же успехом работает и на “оборонку” России.
“ВСМПО-Ависма” приобрела Демуринский ГОК в 2012 г. с расчетом увеличить его мощности по выпуску ильменитового сырья до 50 тыс. т в год, чтобы уменьшить свою критическую на тот момент зависимость от Вольногорского ГОКа. Однако война на Донбассе остановила эти инвестиционные планы, но не вынудила “ВСМПО-Ависма” уйти с украинского рудника. Генеральный директор корпорации Михаил Воеводин в недавнем интервью российскому изданию “Коммерсант” сообщил, что сейчас этот комбинат производит 12-15 тыс. т ильменита в год и планов по наращиванию его мощностей у владельца сейчас нет.
По его словам, Демуринский комбинат уже на момент покупки не требовал масштабных вложений. “Когда мы приобретали ГОК, там уже была фабрика, мы начали разработку, потому что инвестиции уже сделаны. На Демуринском ГОКе мы сейчас получаем прибыль, возврат инвестиций”, – отметил М. Воеводин. С другой стороны, ресурса этого сравнительного небольшого производителя для нужд “ВСМПО-Ависма” хватит не больше чем на месяц-полтора. Ранее российская корпорация импортировала из Украины около 100 тыс. т ильменитового сырья в год. Сейчас она цифру не раскрывает. Впрочем, можно предположить, что она не намного уменьшилась. Изменилась лишь механика поставок. Та же ОГХК, например, продает свой товар немецкому подразделению “Ависмы”. При том, что большинство отгрузок ильменитового концентрата, добытого в Украине, сегодня происходит не конечному потребителю, а трейдерам-посредникам, иногда нескольким по цепочке. Проследить, куда они доставляют ильменит непосредственно на переработку – в Крым, Россию или Китай – порой весьма сложно.
Учредитель кировоградской компании “Велта” Андрей Бродский рассчитывает не на российских, а американских инвесторов. В мае текущего года он подписал меморандум с компанией CMC Cometals, согласно которому последняя осуществит предфинансирование проекта по строительству нового ильменитового ГОКа на Лекаревском месторождении ильменитовой руды с потенциальными запасами 3 млн. т в Новомиргородском районе на Кировоградщине. Капитальные инвестиции в этот проект оцениваются в рамках 30 млн. долл. Проектная мощность комбината – 120 тыс. т в год. 22 августа согласие на разработку Лекаревского дал Кировоградский областной совет. Но ни это одобрение, ни меморандум ничего не значат, пока “Велта” не получит спецразрешение от капризных Госгеонедр.
Впрочем, долгое ожидание – еще не самая большая сложность в жизни “Велты”. Сегодня для нее заданием № 1 является реструктуризация задолженности по кредитной линии от Проминвестбанка на $93,5 млн., открытой еще в 2011 г. За эти средства компания построила горно-обогатительный комбинат на Бирзуловском месторождении, расположенном в 6 км от Лекаревского. Но в 2014 г. он сгорел. Уцелело лишь около 40% имущества горно-обогатительного комплекса, все остальное пошло с огнем – как позже выяснилось, в результате умышленного поджога.
В 2014 г. “Велта” смогла довести бирзуловские мощности по добыче ильменита до 10 тыс. т в месяц. До сих пор ей не удалось технологически восстановиться до этого же уровня. Страховые выплаты за сгоревшее имущество компания начала получать только с середины 2015-го, да и те покрыли лишь 44% необходимых капиталовложений. Всего понадобилось более 125 млн. грн. Кроме того, по ходу возникли трения с Государственной службой по геологии и недрам, которая приостанавливала действие спецразрешения по Бирзуловскому месторождению. В итоге возврат кредита оказался для “Велты” неподъемным. Компания должна была расплатиться с Проминвестбанком до 30 июня 2016 г. Сейчас она предлагает сдвинуть срок погашения кредита на 5 лет вперед, т. е. до 1 июля 2021-го. Банк на такое не соглашается, хотя даже банкротство “Велты” ему полностью потери не возместит. Ситуацию усугубляет тот момент, что компания выступает имущественным поручителем по еще одному займу Проминвестбанка, который был предоставлен в 2013 г. некоему ООО “Звездапарк” на сумму 1,185 млрд. грн.
У государственной компании сейчас все прекрасно, если не принимать близко к сердцу тот факт, что ее деятельность продолжает шерстить Национальное антикоррупционное бюро в рамках расследования дел с фигурированием экс-депутата Верховной Рады Николая Мартыненко, поскольку у правоохранителей есть предположения, что основной объем экспорта ОГХК проводит через связанные с ним компании. Вместе с тем финансовые и производственные показатели у компании вполне даже ничего, по сравнению с отчетностью остальных государственных активов, которые в большинстве своем денег в казну не несут.
Так, за прошлый год компания заработала свыше 600 млн. грн., из которых заплатила 321 млн. грн. дивидендов. Правда, в первом полугодии 2017-го чистая прибыль снизилась на 25%, показатель EBITDA – почти на 7%, по сравнению с промежуточными итогами за первую половину 2016 г. И это на фоне значительного увеличения объемов отгрузки продукции на экспорт. Так, Иршанский ГОК за январь-июнь отгрузил зарубежным клиентам 414 тыс. т ильменитовой продукции, что почти равно годовым мощностям предприятия и в 2,3 раза больше, чем экспортировалось за аналогичный период годом ранее. Вольногорский ГОК со своей стороны нарастил добычу на 34,9%, раскрывные работы – на 69,6%. Но при этом себестоимость реализуемой продукции по ОГХК выросла на целых 57,3%, что и сказалось на падении прибыли.
По словам и. о. генерального директора компании Александра Гладушко, сейчас, в условиях подъема мировых цен на титановое сырье, принято решение о дальнейшем наращивании производства. В связи с этим ОГХК уже добилась выделения дополнительных земельных участков под разработки на Житомирщине общей площадью более 150 га и примерно на столько же претендует в Днепропетровской области. В общем, неплохой плюс к инвестиционной привлекательности компании накануне возможной приватизации. Министерство экономики уже внесло ее в перечень объектов госсобственности, предлагаемых на продажу. По словам заместителя главы Фонда госимущества Юрия Никитина, технически провести продажу можно еще даже в этом году. При этом, по его прогнозам, стартовая цена актива составит не менее 2 млрд. грн. с хорошей перспективой повышения и примерно десятком потенциальных покупателей. (МинПром/Металл Украины и мира)