Министерство энергетики и угольной промышленности подготовило проект постановления правительства о передаче всех государственных угольных шахт в госпредприятие “Национальная угольная компания” (НУК). На минувшей неделе, как стало известно 112.ua, документ был направлен на согласование в исполнительные органы власти. 8 ноября его планируют вынести на утверждение Кабмина. Создавая государственного угольного гиганта, Министерство декларирует самые благие намерения: утверждается, что оптимизация структуры поможет улучшить положение в государственной угольной отрасли, пребывающей сейчас в плачевном состоянии и к тому же оставшейся практически без господдержки. В то же время в профсоюзе горняков уверены, что после создания НУК зарабатывающие на угольной отрасли нынешние “смотрящие” никуда не уйдут, а, взяв под контроль компанию, смогут зарабатывать даже больше
На минувшей неделе сразу несколько высоких чиновников – вице-премьер-министр Украины Владимир Кистион и министр энергетики и угольной промышленности Игорь Насалик – сообщили о создании госпредприятия “Национальная угольная компания” (НУК), в которую будут переданы все государственные угольные шахты. Заместитель министра энергетики и угольной промышленности Украины Анатолий Корзун на международном энергетическом форуме Open Energy Week 2017 заявил, что объединение государственных шахт в рамках “Национальной угольной компании” позволит финансово сбалансировать работу предприятий отрасли, сообщило издание “Энергореформа”. Также Корзун сказал, что создание компании будет способствовать повышению отрасли до того уровня, которого она заслуживает. “Все разговоры, которые ведутся вокруг того, что после создания этой компании будут закрыты многие предприятия и уволены тыс. шахтеров, – это абсолютный популизм. Ни одно предприятие не останется за бортом”, – процитировало слова замминистра издание.
Источник 112.ua в Минэнергоугля рассказал, что проект решения Кабмина о создании “Национальной угольной компании” на минувшей неделе был направлен на согласование исполнительным органам власти (Минфин, МЭРТ, Минюст). На рассмотрение Кабмина документ планируется вынести 8 ноября. “Предполагается создание на базе имущества действующих угледобывающих предприятий государственной формы собственности Открытого акционерного общества “Национальная угольная компания”. После передачи в нее шахты прекратят существовать в своем нынешнем статусе юрлиц. Если все пойдет как задумано, уже с начала 2018 года НУК должна начать работу”, – рассказал источник в Министерстве.
Неофициально в Министерстве говорят, что концепция создания единой госкомпании, в которую можно было бы передать все государственные шахты, существующие нынче в виде разрозненных юридических лиц и объединений, возникла еще в 2016 году. Идея создания НУК была утверждена на коллегии Министерства в октябре прошлого года. “Игорь Насалик, как только стал министром, в апреле 2016 года пригласил специалистов и спросил совета, что делать с госшахтами. Еще в 2005 году все эти госшахты готовились на приватизацию – была запланирована их корпоратизация. В 2006 году было принято политическое решение, и процесс корпоратизации остановился. Так и получилось, что до сегодняшнего дня шахты остались в госсобственности и, по сути, уже оказались никому не нужными”, – рассказал источник 112.ua в Минэнергоугля.
Положение о создании НУК, единой компании, которая будет управлять госшахтами, содержалось и в Стратегии развития угледобывающей отрасли, которую Кабмин утвердил в конце мая 2017 года. К слову, из-за этого документа возникло серьезное недоразумение между Министерством и Независимым профсоюзом горняков Украины, который к идее создания НУК относится очень настороженно.
“Две недели назад министр Игорь Насалик обратился ко мне с просьбой согласовать концепцию реформирования отрасли угольной промышленности как проект (концепция реформирования и развития угольной промышленности Украины на период до 2020 года, которую правительство оформило распоряжением №733 от 24 мая, – ред.). Я отказался и спросил: “Скажите лучше, кто возглавит “Национальную угольную компанию”, создание которой предусмотрено концепцией?”, – рассказал 112.ua глава Конфедерации свободных профсоюзов Украины, Независимого профсоюза горняков Украины Михаил Волынец.
Он рассказал, что в разговоре с министром (Игорем Насаликом) упомянул фамилию Максима Федотова, одного из претендентов, по его информации, на должность главы НУК и в прошлом якобы работавшего в структуре Александра Януковича (сына экс-президента Виктора Януковича). “Я назвал ему (министру) фамилию Федотова, он понял, что я в курсе, врать не стал и замял разговор”, – сообщил 112.ua Волынец. Глава профсоюза горняков уточнил, что, по его информации, на пост главы НУК кроме Федотова претендует некто Евгений Пшеничко.
Волынец говорит, что от “профсоюза хотели добиться формального согласия на создание объединенной НУК, чтобы потом иметь возможность говорить, что это мы просили о создании этой компании”. “Это нужно будет, чтобы прикрыть те коррупционные моменты, которые буквально вмонтированы в эту компанию”, – сказал он.
В НУК передадут 33 шахты, а также шахту “Нововолынская” №10, которую не могут достроить уже 27 лет. По данным справочника “Энергетика Украины”, сейчас госшахты обеспечивают 9% всех поставок угля на украинский рынок (еще 27% от потребности импортируются, остальное производится на шахтах, которые находятся в частной собственности).
Ряд госшахт имеют хорошие промышленные запасы угля, но есть и шахты, которые уже выработали свой ресурс, и, по словам источника 112.ua в Минэнергоугля, они объективно должны быть закрыты. Наш собеседник уточнил, что после создания НУК могут быть ликвидированы 5-7 шахт. “Есть предприятия, на которых работают 800-1000 человек, а добывают они в сутки 50 т угля отбойными молотками. И дальнейшая разработка этих шахт по причине недостаточных запасов нецелесообразна. Всего на сегодняшний день на государственных шахтах работают около 50 тыс. сотрудников”, – рассказал собеседник 112.ua в Министерстве, подчеркнув, что ни один человек из ликвидированных структур не останется на улице, а будет трудоустроен в других структурах и предприятиях НУК.
Отметим, что вне зависимости от имеющихся запасов угля сейчас все госшахты находятся в плачевном состоянии. “Продуктивность работы государственных шахт очень низкая, среди них есть такие, на которых уголь добывается на молотках, как в 30-40-е годы прошлого столетия. Давно не существует никакого резерва оборудования – все уже разграблено и по три раза перепродано”, – рассказал 112.ua Волынец.
В связи с низкой эффективностью технологий, которые применяются на госшахтах, себестоимость производства угля на них гораздо выше, чем на частных шахтах. “Себестоимость производства 1 т угля на государственных шахтах в среднем составляет 2750 грн., а рыночная цена угля – 2200 грн./т, то есть убыток обычно 500 грн. на 1 т”, – рассказал 112.ua Михаил Волынец.
В этой ситуации у большинства государственных шахт доходов от реализации продукции не хватает уже не только на обеспечение их работы, но и на выплаты зарплаты. Текущая задолженность на предприятиях составляет уже 132 млн. грн. (с начислениями – 206 млн. грн.). Как известно, задержки в выплатах время от времени становятся причинами забастовок горняков.
Ранее эта проблема решалась перекрытием убытков госшахт за счет дотаций из бюджета. В 2013 году на дотации государственным угольным предприятиям выделили около 13 млрд. грн. В 2014 году планировалось дать 12 млрд. грн., но реально было выделено около 9 млрд. В 2015-2016 годах бюджетные средства на господдержку не оговаривались. Отказ от дотирования госшахт был предусмотрен коалиционным соглашением – объем средств должен был постепенно снижаться до 2018 года с одновременным реформированием отрасли и выведением ее на безубыточный уровень работы.
В связи с возмущениями и протестами, которые росли среди шахтеров, уже 31 марта 2016 года Верховная Рада из статьи бюджета “Реструктуризация угольных предприятий” (общая сумма 350 млн. грн.) перенаправила на дотации госшахтам 250 млн. грн. В проекте госбюджета на 2017 год по программе поддержки государственных угледобывающих предприятий предусмотрено всего 870 млн. грн., что, как говорят в Минэнергоугля, катастрофически мало. “Отсутствие необходимого объема средств на государственную поддержку шахт – еще один аргумент в пользу создания НУК”, – сказал 112.ua источник в Министерстве.
Еще одна проблема – большая задолженность госшахт перед государственными и частными кредиторами. Общая кредиторская задолженность госшахт превышает 20 млрд. грн. “Планом мероприятий по созданию НУК предусмотрена разработка проектов соответствующих законодательных актов и реализация других эффективных мер, которые позволят либо списать, либо реструктуризировать имеющиеся долги перед бюджетом, социальными фондами и др. Не исключено, что будет принято законодательное решение списать часть долгов”, – рассказал источник 112.ua в Минэнергоугля.
В то же время, по его словам, если НУК не создать, в короткой перспективе около половины госшахт просто прекратят существование – их растащат кредиторы после завершения действия моратория на банкротство. “У нас есть на все это чуть больше года, потому что до 1 января 2019 года действует мораторий на банкротство. Нам за год нужно оптимизировать госшахты и выйти хотя бы на уровень безубыточности. Сейчас убыточны все государственные предприятия, кроме одной – шахты “Надия”, но запасов угля на ней осталось всего на 1-2 года”, – рассказал источник в Министерстве.
Михаил Волынец говорит, что ситуация с госшахтами могла быть иной, если бы на них не процветало воровство, как сейчас. “Одна из используемых на них схем – это занижение содержания угля в горной массе и завышение содержания золы и воды. Кроме того, зарабатываются деньги на покупке старого оборудования по цене нового, к тому же завышенной”, – рассказал 112.ua глава профсоюза горняков.
Еще одна схема хищения на шахтах, по словам Волынца, – это завышение уровня зольности при поставке угля на горно-обогатительные фабрики. “Например, при зольности в 22% она завышается в два раза (при этом половину объема угля размешивают с золой), что позволяет безболезненно украсть половину объема качественного угля, который продается на стороне по цене не менее 5 тыс. грн./т. И вот посчитайте: если, например, на одной из шахт “Лисичанскугля” добывается 50 т угля в день, то в день только на одной шахте воруют уголь на сумму 125 тыс. грн., а в месяц – почти на 4 млн. грн. Воруют до последнего. Директора работают по коррупционным схемам, а “смотрящие” забирают деньги”, – говорит он.
Примечательно, что в Министерстве не отрицают, что подобные проблемы на госшахтах существуют, и они связаны со сложностью контролировать большое число разрозненных предприятий. “Создание компании нанесет удар по неэффективным руководителям шахт и по коррупционным схемам, которые наверняка имеются из-за определенной зависимости местных руководителей от некоторых фигурантов на местах, которые в силу разных причин окружают эти предприятия”, – сказал собеседник 112.ua в Минэнергоугля.
Как пишет “Энергореформа”, замминистра энергетики и угля Анатолий Корзун, выступая на форуме, заявил, что на государственных шахтах есть возможность добывать от 15 до 20 млн. т угля в год. В то же время реально за весь прошлый год было добыто всего 5,789 млн. т угля. Волынец, впрочем, утверждает, что власти не до конца искренни, а происходит это потому, что реально государственной угольной отраслью рулят “смотрящие”, приближенные к властям.
“Я на встрече с премьер-министром Владимиром Гройсманом публично, в клубе Кабмина называл фамилии “смотрящих”, говорил о них. Я ходил на правительственный комитет, который проходил под руководством 1-го вице-премьер министра Степана Кубива. Под протокол называл имена, говорил, что происходит в угольной отрасли. Поднимал этот вопрос перед спикером Верховной Рады Андреем Парубием. В итоге, “смотрящие” остаются и продолжают грабить отрасль”, – заявил Михаил Волынец 112.ua.
В нынешней ситуации создание НУК к кардинальным изменениям в государственной угольной отрасли не приведет, уверен Волынец. Глава профсоюза горняков утверждает, что цель создания компании – централизация денежных потоков и оптимизация. “Создается компания, во главе которой станет директор, который уже будет управлять всеми финансовыми и угольными потоками централизованно. Не менее 10 тыс. человек будут уволены, также будут закрыты не менее 22 шахт, ликвидированы инфраструктурные предприятия. Министр проговорился, что в качестве эффективных будут оставлены только 11 шахт”, – утверждает Волынец.
Глава профсоюза горняков уверен, что в сухом остатке новосозданная НУК также окажется под контролем тех же “смотрящих”, которые расставлены в отрасли сейчас.
Собеседник 112.ua в Министерстве признался, что у него также есть опасения, что олигархи попытаются взять под контроль новосозданную НУК, продавив на пост главы компании своего человека. “Вопрос с назначением руководителя НУК – это самый непонятный момент. Вот компании еще нет, а очередь из желающих на ее руководителя уже выстроилась. И, по честному, у большинства из этих людей даже нет представления, какая идея заложена, какие задачи должна решить компания. Но они уже готовы ее возглавить. И есть опасения, безусловно, что нечистые на руку люди попытаются взять компанию под контроль”, – сказал собеседник 112.ua в Минэнергоугля. (112.ua/Металл Украины и мира)