Собственные мощности Китай закрывает из-за экологических требований, но не запрещает мебельные туры в Китай.
Министерство Российской Федерации по развитию Дальнего Востока объявило о планах создания кластера по глубокой переработке стали в Приморье. Основной инвестор проекта – «Дэбан Гуандун» – гонконгская компания, созданная в 2004 г. государственной «Хэбэй Луаньхэ групп». Группа занимается металлургической промышленностью, производством цемента и недвижимостью. Проект будет реализован в три этапа и предполагает строительство 10 млн т сталелитейных мощностей. Первая стадия проекта предполагает сооружение производственной базы, мощность которой составит до 1 млн т продукции в год, на этом этапе планируется вложить порядка $500 млн, следует из сообщения на сайте министерства. Общие инвестиции в создание кластера председатель совета директоров компании «Дэбан Гуандун» Яо Сяодун оценил в $5 млрд.
Для реализации нового проекта с китайской стороны был сформирован консорциум инвесторов, среди них Sinosteel Corporation, Rizhao Steel Holding Group, Jianlong Group, рассказал представитель полпреда президента России в Дальневосточном федеральном округе Юрия Трутнева.
Приморский край интересен китайским инвесторам благодаря географическому расположению, налоговым льготам, действующим на территории опережающего развития и Свободного порта Владивосток, а также наличию в регионе развитой портовой инфраструктуры, низкой стоимости электроэнергии, близости целевых рынков сбыта – Азиатско-Тихоокеанского региона и Юго-Восточной Азии, пояснил представитель Трутнева. Сейчас в Дальневосточном федеральном округе реализуется более 20 инвестиционных проектов с участием китайского капитала в размере более $4 млрд, рассказал министр по развитию Дальнего Востока Александр Галушка.
Ключевым проектом кластера станет металлургический комбинат. На предприятии будут установлены электросталеплавильные печи, что обеспечит экологичность производства, подчеркнул он. На втором этапе (будет реализован через пять лет после первого) планируется обеспечить работу производственно-сбытовой цепочки, включающей добычу сырья, непрерывное плавильное производство, производство конечной продукции из стали и ее сбыт за рубеж, на третьем – возможна локализация производства сталелитейной продукции, которая может быть востребована на региональном рынке: автозапчасти, компоненты для тяжелой техники, комплектующие для судостроительного комплекса, добавил он.
Китай перевозит свои закрывающиеся мощности в Россию, отмечает аналитик АКРА Максим Худалов: «У нас дешевая электроэнергия и рабочая сила, а сырье Китай будет покупать в Австралии». В 2017 г. в Китае будет закрыто 128 млн т сталелитейных мощностей, а с 2018 по 2020 г. – по 37 млн т в год, приводит данные «Северсталь». Причина – ужесточение экологических требований к предприятиям.
Для России, по мнению Худалова, основная выгода от реализации проекта заключается в налоговых поступлениях и создании рабочих мест в регионе. По оценкам Яо Сяодуна, проект принесет региону 50000 – 80000 новых рабочих мест.
По мнению генерального директора УК «Спутник – управление капиталом» Александра Лосева, китайским инвесторам интересен доступ к незамерзающему порту Владивостока. Проект сталелитейного кластера в Приморье относится к проекту «Экономический пояс Шелкового пути», полагает эксперт. На его строительство, включая морские маршруты, потребуется порядка 270 млн т стали, напоминает он. (vedomosti.ru/Металл Украины и мира)