Не продление нормы об освобождении операций с металлоломом от НДС привело бы к стимуляции теневых схем на рынке заготовки лома. Металлургические компании могли потерять 5 млрд. грн., которые могли уйти в теневой сектор. Причиной стало то, что при внесении изменений в Налоговый кодекс правительство не продлило норму о не обложении налогом на добавленную стоимость (НДС) операций с ломом.
Изменения в налоговый кодекс были рассмотрены Верховной радой в первом чтении 8 ноября и приняты в “бюджетную ночь” 23 ноября. По состоянию на утро 6 декабря, Рада попыталась изменить ситуацию. Но их принятие провалилось, потому что необходимые правки в Налоговый кодекс были поставлены на голосование пакетом. Вечером того же дня попровки в Налоговый кодекс таки были проголосованы.
История освобождения операций с ломом от НДС. Впервые операции с ломом черных металлов были освобождены от уплаты НДС изменениями в закон Об НДС (ст. 11, п. 44) в ноябре 2006 года. В начале 2007 года эта норма была введена в действие постановлением правительства №104. В нем же были перечислены товарные коды согласно украинскому классификатору товаров для внешнеэкономической деятельности (УКТ ВЭД, українською – УКТ ЗЕД), операции с которыми освобождались от уплаты НДС.
На сегодня под норму об освобождении от НДС подпадают 12 кодов по лому черных металлов: лом чугуна и стали. А также 34 кода по лому цветных металлов: лом меди, никеля, алюминия, свинца, цинка, олова и т.д.
В 2010 году закон “Об НДС” утратил силу, потому что стал разделом в Налоговом Кодексе (НК). Не смотря на это, ч 2007 года операции с металлоломом “временно освобождались от НДС” каждые 2 года.
Процедура происходит таким образом: каждые два года правительство, готовя изменения в Налоговый кодекс под госбюджет на очередной год, в его переходных положениях продляет действие нормы об отмене НДС на операции с ломом на очередные два года. В исполнение этой нормы, Кабмин утверждает очередные изменения в постановление о временной отмене НДС на операции с ломом.
В 2010 году произошел “перерыв”. Тогда НДС на лом действовал в течение года. Но металлургам он запомнился надолго: еще много лет после этого они судились с налоговой, пытаясь возместить экспортный НДС, который заготовители лома получили от металлургов, но так и заплатили в бюджет, “спрятав” его в тени металлоломного рынка.
Все эти изменения вносились на основе переходных положений Налогового кодекса. На сегодня эта норма содержится в п. 23 переходных положений НК. Однако после 11 лет действия нормы об освобождении от НДС операций с ломом, соответствующие изменения в НК внесены не были. Если не будет дополнительных изменений в Налоговый кодекс, с 1 января 2019 года эта норма прекращает свое действие.
Зачем освобождать лом от уплаты НДС. Главная причина заключается в том, что рынок заготовки металлолома находится в тени. Эту ситуацию БЦ уже описывал, когда анализировал проект закона “О детенизации рынка металлургического сырья”. Этот закон был внесен в Верховную раду еще в январе 2018 года. Однако до сих пор не был рассмотрен народными депутатами.
Проблема заключается в том, что заготовители лома не могут работать в законодательном поле. По закону, каждый человек который сдает металлолом в пункте приема, обязан указать все свои данные и подписать акт приемки. Очевидно, что заготовители, которые принимают лом у населения, избегают работать легально и платят за сырье наличными. Кроме того, еще с советских времен действует норма о разделении заготовки лома на промышленный и бытовой лом. Из-за того, что четких определений этих видов не существует, правоохранители в любой момент могут предъявить претензии к заготовителям.
Дополняют перечень причин работы в тени ряд правовых коллизий украинского законодательства, дающих почву для злоупотреблений. Из-за всех этих проблем, первичные пункты приема металлолома работают нелегально. Когда операции с ломом перестанут освобождаться от НДС, меткомбинатам придется учитывать его при закупке сырья. То есть, платить за сырье на 20% больше. Но заготовители, из-за нелегального статуса происхождения лома, будут прогонять полученные деньги через цепочку фирм-однодневок, не уплачивая НДС в бюджет. Помимо этого, существовали схемы фиктивного экспорта металлолома с целью возмещения НДС. Так было до введения нормы, освобождающей операции с ломом от обложения НДС. Многолетняя практика отмены НДС на лом была вызвана намерениями предотвратить эти явления.
Последствия не продления освобождения от НДС. После того, как меткомбинаты поставят готовую продукцию за рубеж, они отправят в Государственную фискальную службу (ГФС) заявки на возмещение экспортного НДС. Легко спрогнозировать, что ГФС, с целью перекрыть убытки госбюджета, просто не будет принимать заявки на возмещение экспортного НДС на ту же сумму, на которую бюджет недополучит НДС от поставщиков металлолома.
Метзаводам придется на это согласиться ради сохранения автоматического возмещения НДС. В итоге, метпредприятия заплатят НДС дважды. Один раз – поставщикам сырья, которые “не донесут” его до бюджета. Второй раз – при отсутствии возмещения экспортного НДС на ту же сумму.
По оценкам металлургов, общая сумма средств, которые могут уйти в тень, равна 5 млрд. грн. в год. Эти деньги будут работать на стимуляцию теневых схем на рынке заготовки металлолома. А заводам-потребителям сырья эти деньги, для примера, позволили бы повысить зарплаты своим рабочим в 2019 году на 30%. Повышение зарплат было бы выгодно действующей власти. Если ее интересами является повышение уровня жизни рабочих, а не стимулирование теневых схем. (Biz.censor.net.ua/Металл Украины и мира)