Еще в середине осени 2018 года ситуация с поставками металлопродукции на экспорт выглядела вполне благополучно. Однако, сейчас сталевары тянут на дно всю украинскую промышленность и являются слабым звеном в цепочке тех, кто поддерживает стабильность гривны.
По данным Госстата, в январе-октябре 2018 года предприятия нарастили экспорт продукции из черных металлов в денежном выражении на 22,7%, по сравнению с тем же периодом 2017 года, что составило более $9,9 млрд. и 25,6% всего экспорта товаров из Украины.
Однако, в ноябре начали снижаться не только денежные, но и товарные потоки. Спад в производстве металлопродукции повлек снижение перевозок сырья для ее производства, а затем и готовой продукции.
Это оказалось чувствительным для всей промышленной статистики. В ноябре производство вообще показало падение на 0,9%, а по итогам 11-ти месяцев снизило рост до 1,6%.
Основной причиной сокращения производства называют плановые ремонты агрегатов на некоторых меткомбинатах. Но в еще большей мере снижению экспорта способствовали неопределенная ситуация на внешнем рынке и обострение военной обстановки в Азовском море, которые усложнили экспорт металлопроката из порта Мариуполь.
Для украинского горно-металлургического комплекса наиболее болезненным местом сейчас является конфликт вокруг построенного Россией Керченского моста и прохождения под ним украинских и иностранных судов.
Традиционно через порт Мариуполь экспортируется около половины продукции расположенных в городе меткомбинатов – “Азовсталь” и ММК имени Ильича. В настоящее время, это около 30% всего выплавленного в стране металла.
Еще 35-40% продукции мариупольские меткомбинаты получают по железной дороге. Но в этот объем необходимо включить поступающее на предприятия сырье – железную руду, кокс и уголь.
Через азовские порты также проходит 5% экспортируемого Украиной зерна. Однако, перенаправить зерновые потоки на другие порты, вероятно, будет не так проблематично, как весь стальной экспорт.
Накануне новогодних праздников пресс-служба Мариупольского морского порта сообщила о некоторой нормализации обстановки. Россияне стали оперативнее пропускать суда в направлении Мариуполя и уже загруженные – в акваторию Черного моря. До нового года должны были обработать 11 крупнотоннажных судов. Но это лишь на время ослабило напряженность. Тем более, что введенные РФ санкции в отношении украинских политиков уже затрагивают и интересы владельцев горно-металлургического комплекса.
В последнем санкционном списке Путина оказался миноритарный владелец холдинга “Метинвест” – Вадим Новинский. Основного владельца “Метинвеста” – Рината Ахметова там не оказалось. Однако, с правовой точки зрения у России появился еще один рычаг влияния на украинский ГМК.
Имея возможности по перевалке грузов в 17 млн. тонн в год, в январе – ноябре Мариупольский порт обработал более 5 млн. тонн грузов, а в декабре – еще 400 тыс. тонн. То есть в 2018 году порт работал далеко не на свою полную мощность. По результатам деятельности за 11 месяцев, 85% перевалки (4,58 млн. тонн) составили экспортные грузы. Еще 14% – 0,77 млн. тонн – импорт. Оставшийся 1% перевалки – это каботажные грузы. По номенклатуре, больше всего сократилась обработка наливных грузов – в 4 раза до 18,6 тыс. тонн. Перевалка сухих сыпучих грузов уменьшилась – на 15,95%, до 1,49 млн. тонн, а тарно-штучных – на 4,9%, до 3,89 млн. тонн. В общем, неблагоприятные политические факторы накладываются на неопределенные внешнеэкономические перспективы.
В 2018 году выплавка стали в Украине балансировала на уровне не самого успешного 2017 года, а в отдельные периоды была близка к историческому минимуму. В марте 2018 года отраслевое объединение “Металлургпром” сообщило, что выплавка стали в январе-феврале достигла минимального показателя за всю историю отрасли. Хотя предприятия тогда же старались нарастить выпуск экспортного чугуна.
По итогам 10 месяцев 2018 года метпредприятия Украины выплавили 17,5 млн. тонн стали (на 0,4% меньше, чем в аналогичном периоде предыдущего года). Предполагается, что по итогам года, результаты окажутся ненамного лучшими или такими же, как в 2017 году, когда производство стали сократилось до 21,3 млн. тонн.
Между тем, ситуация на мировом рынке остается неопределенной. Судя по всему, основной мировой производитель стали и проката – Китай завершил год с перепроизводством. В ноябре 2018 года предприятия Поднебесной произвели 77,6 млн. тонн стали – на 10,8% больше, чем за тот же период 2017 года. Однако, внутренний спрос на эту продукцию оказался меньше ожидаемого. Поэтому для сбыта этой продукции на рынках Юго-Восточной Азии китайские трейдеры дружно снижали цены.
По данным госпредприятия “Укрметаллургпром”, только за одну неделю ноября, на внутреннем рынке КНР арматура и катанка потеряли $24, опустившись в цене до $654-655/т EXW и $678-679/т EXW. На внешних направлениях арматура подешевела на $10 до $515-550/т FOB, а катанка – на $15 до $545-560/т FOB. Этому примеру вынуждены были последовать трейдеры из СНГ и других стран, торгующие на азиатском рынке.
Хотя рынок Юго-Восточной Азии дано уже не является стратегическим для украинских металлургов. Их более волнует ситуация в ЕС, а также на Ближнем Востоке и в Северной Африке.
Эксперты уже сетуют на низкий спрос на листовую сталь в Европе. По данным Platts, в октябре минувшего года ее запасы в торговых центрах Германии достигли максимума с июня 2014 года. Продавцы ожидали, что осенние покупки будут более активными. Но спрос остался низким из-за большой волатильности цен. В результате, в октябре-ноябре продажи плоского проката упали на 6,6%, а сортового – на 5%. Склады остались не разгруженными.
По оценке ArcelorMittal, спрос на конструкционную сталь, которая затем применяется в машиностроении для изготовления ответственных узлов и механизмов, в ЕС – на 20% ниже, чем докризисном 2008 году. При этом, несмотря на действие антидемпинговых пошлин, предприятия загружены только на 65%. Зато в октябре-ноябре экспорт турецкого проката в Европу вырос почти на 20%.
При этом в самой Турции ситуация остается такой же не определенной. Вопрос пошлин на турецкий прокат в США в размере 25% остается не разрешенным, хотя стороны вроде бы нормализовали отношения. Внутренний спрос на металл остается слабым, из-за чего трейдеры в конце ноября вынуждены были снижать цену на арматуру – до $505-510/тонна FOB. C 1 января Турция восстановила ранее отмененную пошлину – 10% на импорт арматуры, что, безусловно, ограничит, сортамент продукции, экспортируемой в эту страну из Украины.
По данным ГП “Укрпромвнешэкспертиза”, в ближневосточном и североафриканском регионе спрос на металлопродукцию в конце года также был крайне низким. Ценовые предложения местных производителей оказались более привлекательными, чем импортные. Из-за этого, металл приобретался только в случае крайней потребности.
С одной стороны, ожидать улучшения ситуации украинские металлурги могут уже, начиная с этого месяца. Эксперты ГП “Укрпромвнешэкспертиза” утверждают, что в январе, по мере активизации спроса на продукцию и необходимости формировать складские запасы, тенденция к росту цен на металлопрокат будет усиливаться. Это позволит производителям наращивать котировки, используя ограниченные объемы предложения в период рождественских и новогодних праздников. С другой, следует помнить, что без урегулирования политических причин и в случае дальнейшего обострения конфликта в Азовском море, возможности украинских металлургов – помочь национальной экономике в 2019 году окажутся ограниченными. (UBR.ua/Металл Украины и мира)