Как сообщает агентство ABC, по оценке аналитиков Commonwealth Bank, цены на железную руду могут вернуться к $100 за тонну, по крайней мере, в краткосрочной перспективе. С ноября 2018 г. рост цен уже составил 40%.
Еще одна катастрофа 25 января на хвостохранилище в Бразилии у компании Vale и ее угроза глобальным поставкам привели к росту цены на $12 за тонну с прошлого месяца. Это гораздо большая катастрофа, чем это было у компании Samarco в 2015 г. В данный момент цены на железную руду на спотовом рынке выросли к $87 за тонну, самый высокий уровень почти за год.
Vale уже объявила о сокращении производства примерно на 40 млн. тонн, что безусловно отразиться на мировом рынке железной руды. По словам аналитика CBA, Vivek Dhar, “Цены на железную руду уже говорят о том, что мы находимся на очень крутой части кривой затрат. Дополнительное нарушение поставок около 30 млн. тонн в год может привести к скачку цен на железную руду выше $100 за тонну. Это будет самая высокая цена, так как бум раз в начале 2014 года.”
Тем не менее, госп.Dhar сказал, что вряд ли скачок цен продлится более нескольких недель, поскольку Vale, вероятно, сможет отменить судебное решение о прекращении производства на близлежащем руднике Brucutu. Замедление китайской экономики также может сдерживать ситуацию. “У китайских сталелитейных заводов нет средств, чтобы слишком долго платить за завышенные цены на железную руду”, – сказал Dhar. Последние данные показывают, что китайская производственная деятельность сокращается, а рынок недвижимости охлаждается, что, вероятно, приведет к спросу на сырье.
“Мы видим, что к третьему кварталу цены на железную руду в конечном итоге упадут до $ 77 за тонну, поскольку Vale удалось вернуть около 20 млн. тонн в год потерянного производства в результате других операций, – сказал г-н Dhar. – Мы думаем, что к началу следующего года Vale сможет вернуть почти всю потерянную продукцию из других операций, что поможет вернуть цены до уровня, предшествующего бедствию”.
Аналитик ANZ, Daniel Hynes отмечает, что ряд долгосрочных факторов может привести к тому, что мировой рынок железной руды в этом году станет дефицитным, и цены будут поддержаны. “Хотя тенденция падения спроса на сталь должна сохраниться в 2019 году, мы ожидаем, что она превзойдет ожидания рынка”, – сказал Hynes.
“Импорт железной руды в Китай, вероятно, вернется к росту в 2019 году на фоне падения внутреннего производства и перехода на использование железной руды более высокого качества, – добавил Hynes. – Вместе с изменениями в наших прогнозах китайского спроса и индийского импорта мы видим, что в этом году рынок переходит в дефицит в 10 миллионов тонн”.
Это сопоставимо с предыдущим прогнозом ANZ о небольшом избытке в 15 миллионов тонн и побудило банк повысить краткосрочные прогнозы цен на железную руду. “Сейчас мы видим, что спотовые цены в первом квартале превысили $80 за тонну, и дальнейший рост вероятен, если потери в Бразилии будут больше, чем ожидалось”, – сказал Hynes. Даже при цене до бедствия чуть ниже $80 за тонну, это будет хорошей новостью для сырьевых компаний. (MetalTorg/Металл Украины и мира)