Антимонопольная служба при рассмотрении вопросов экономической концентрации проводит оценку влияния сделок на состояние конкуренции в будущем.
“При принятии решений по сделкам, антимонопольное ведомство всегда руководствуется данными анализа состояния конкуренции на товарном рынке. Мы исследуем все факторы, которые могут способствовать установлению доминирующего положения компании на рынке, как в качестве производителя, так и потребителя. В частности, оценка перспектив развития конкуренции оказывает определяющее значение на принимаемое решение по сделкам”, – говорит Нелли Галимханова, начальник Управления контроля промышленности ФАС России.
В случае, если для целей исследования необходим учет условий, которые в будущем сложатся на рассматриваемом товарном рынке (например, после совершения действий, за которыми осуществляется антимонопольный контроль), то проводится перспективный анализ состояния конкуренции на товарном рынке, в ходе которого выявляется состояние конкуренции, существующее на момент проведения исследования, и анализируется воздействие, которое окажут подконтрольные действия на состояние конкуренции.
Перспективный анализ состояния конкуренции на товарном рынке проводится на основе доступной в момент проведения исследования информации. При возникновении существенных изменений на рынке, результаты анализа могут корректироваться с учетом таких изменений.
Так, например, заявление ОАО “Уральская горно-металлургическая компания” (ОАО “УГМК”) о пересмотре предписания ФАС России по ходатайству ОАО “УГМК” о приобретении акций ОАО “Сибирь-Полиметаллы” стало триггером для проведения анализа рынка цинкового концентрата за новый период.
Напомним, что в июле 2017 года ФАС России пришла к выводу об усилении доминирующего положения ОАО “УГМК” на рынке в результате совершения сделки по приобретению акций ОАО “Сибирь-Полиметаллы”. Сделка была одобрена антимонопольным ведомством, но с выдачей предписания.
Спустя год ОАО “УГМК” было подано обращение об отмене предписания ФАС России, компания провела самостоятельное исследование за новый период и предоставила имеющиеся доказательства, подтверждающие утрату ОАО “УГМК” доминирующего положения на рынке и изменение границ рынка.
ФАС России с целью проверки доводов заявления проведен анализ состояния конкуренции на рынке цинкового концентрата. Крупнейшим производителем и потребителем концентрата на территории России по-прежнему является группа ОАО “УГМК”. Однако анализ доминирующего положения как производителей (монополия), так и потребителей (монопсония) цинкового концентрата, проведенный ФАС России, показал, что доля компании на рынке составляет менее 50%.
В результате исследования антимонопольный орган пришел к выводу о наличии достаточных оснований для расширения географических границ товарного рынка: до территории Республики Казахстан и Китай. Так, основными производителями на рынке цинкового концентрата на территории Российской Федерации и Республики Казахстан являются ОАО “УГМК”, ООО “Лунсин” и ТОО Казцинк, а крупнейшими потребителями – ОАО “УГМК”, ТОО Казцинк, а также ряд предприятий в Китае.
Антимонопольное ведомство также отмечает высокие и труднопреодолимые барьеры для входа компаний на товарный рынок. Прежде всего, они обусловлены материальными и временными издержками, в том числе длительным сроком окупаемости первоначальных капитальных вложений, а также наличием экономически оправданного минимального объема производства.
Вместе с тем, анализ перспектив развития конкуренции на рынке показал, что в 2022-2023 годах на рынок планируют выйти два крупных хозяйствующих субъекта ООО “Корпорация “Металлы Восточной Сибири” и АО “ШалкияЦинк ЛТД”. Кроме того, у АО “Первая горнорудная компания” имеются планы по освоению Павловского месторождения.
Таким образом, выход новых игроков будет способствовать изменению долей хозяйствующих субъектов на рынке цинкового концентрата. На основании результатов анализа состояния конкуренции предписание, выданное ОАО “УГМК” было отменено. (INFOLine/Металл Украины и мира)