Петербургский производитель изготовил электроприводную трубопроводную арматуру, время срабатывания которой не превышает 0,2 секунды. Несколько лет назад на “Армалит” поступил запрос на разработку и изготовление образцов специальной электроприводной трубопроводной арматуры со скоростью срабатывания не более 0,2 секунды. Эти изделия предназначались для работы с различными газообразными и жидкими средами: кислородом, дизельным топливом и этанолом. При этом значение рабочей температуры проводимых сред находится в диапазоне от 0 до +300 C. Такая сверхбыстродействующая арматура потребовалась для использования в корабельных системах, где скорость перехода от положения “открыто” в “закрыто” традиционно принято считать в целых, а не десятичных числах, и обычно для аналогичных изделий она составляет от 5 до 8 секунд.
Мгновенная скорость срабатывания созданных изделий была обусловлена их специфической функцией – арматура предназначалась для защиты наиболее ответственных участков системы корабля при внештатных ситуациях, поэтому реакция изделий на нестандартные изменения должна быть незамедлительной. Так перед “Армалитом” встала задача сократить скорость срабатывания арматуры в 25 раз. В результате, службой главного конструктора “Армалита” был разработан типоряд специальной электроприводной трубопроводной арматуры с проходом DN от 10 до 20 мм, обеспечивающей выполнение всех возложенных на нее функций с сохранением технических характеристик. Изделия способны выдерживать воздействие разогретых агрессивных сред за счет специальной комбинации сплавов, из которых состоят основные составляющие арматуры – корпус, проточная часть и запорный орган. Вопрос скорости решался за счет особенностей привода, который так же был полностью создан в конструкторском бюро “Армалита”.
Разработанный для данной арматуры электропривод имеет две ключевые технические особенности. Первая состоит в том, что скорость перехода арматуры из положения “открыто” в “закрыто” регулируется в несколько этапов: участок быстрого движения – для обеспечения малого времени срабатывания, и участок безударной посадки на седло – для плавного закрытия на последней стадии, что обеспечивает длительное сохранение ресурса арматуры и увеличение общего срока службы в целом. Вторая особенность – привод имеет функцию автоматического возврата арматуры в нормальное положение при потере питания. Это означает, что во время нештатной ситуации, повлекшей за собой перебои в электропитании, арматура сработает надежно и безотказно.
Помимо этих специфических свойств привод имеет ряд характерных функций: 1. Функция управления арматурой – линейное перемещение выходного звена привода посредством электродвигателя привода, а также посредством ручного дублера. 2. Функция сигнализации о достижении входным звеном привода конечных положений “открыто” и “закрыто” и о нахождении привода в состоянии “готовность”. 3. Функция самодиагностики. 4. Функция блокировки: запрет включения двигателя привода при работе ручного дублера; запрет реверсивного включения двигателя привода без его остановки на заданное время; запрет несанкционированного задания параметров настройки привода. 5. Функция защитного отключения двигателя привода: выключение двигателя, если в течение заданного времени от момента подачи команды “открыть” или “закрыть” не достигнуто соответствующие положение. 6. Функция регистрации служебной информации. 7. Функция настройки привода. 8. Функция просмотра переменных состояний, настоек и истории функционирования привода. 9. Функция запоминания и энергонезависимого хранения данных, введенных при настройке привода, и данных, отражающих служебную информацию и историю функционирования привода. Весь процесс от постановки задачи до ее реализации в металле занял около двух лет. Его условно можно поделить на два этапа: первый – научно-исследовательская работа, второй этап – сам процесс изготовления изделий и их испытания.
В итоге разработав и изготовив арматуру, способную срабатывать со скоростью 0,2 секунды, “Армалит” создал самое быстродействующее и технологичное изделие в отечественном арматуростроении. Такие изделия могут быть востребованы не только в кораблестроении, но и, например, в химической или атомной промышленности для обеспечения безопасности протекания химических и физических реакций. (INFOLine/Металл Украины и мира)