На мировом рынке на цену меди в 1 квартале 2020 г. оказывали влияние три фактора, сообщают эксперты УГМК в своем аналитическом обзоре. Во-первых, очевидное сокращение потребления меди на фоне существенного снижения производственной и инвестиционной активности в КНР. Во-вторых, неопределенность масштабов потенциального падения спроса на сырье в этой стране, в частности на базовые металлы. По мере развития коронавирусного кризиса эти два фактора усилились, расширив географию за пределы Китая и усилив давление на цены. Третьим фактором стало резкое падение цен на нефть, что было следствием первых двух факторов и неожиданного решения участников нефтяного рынка не продолжать действовать согласовано в рамках сделки ОПЕК+.
Учитывая беспрецедентность сложившейся мировой экономической ситуации, определить фундаментальный уровень цен на медь было крайне сложно для всех участников рынка. Доминирование пессимистичных оценок привело к росту волатильности котировок, бегству инвесторов и спекулянтов в надежные активы (золото, гособлигации США) и, как следствие, падению цены до уровня $4 371 за т (19.03.2020 /3х-месячный форвард на медь на LME). Показатель MDD (maximum drawdown) составил в этот период -31%. Однако, котировки практически сразу “отскочили” от достигнутого уровня, повторяя динамику мировых финансовых рынков.
Восстановление последовало на фоне появления первых сообщений о возобновлении деловой активности в Китае, а также мер поддержки, которые запустили центральные банки и правительства по всему миру. С тех пор оценки фундаментального уровня цен на медь отошли от явного доминирования пессимистичных характеристик. Текущие цены движутся в узком коридоре, что свидетельствует о сохранении неопределенности в оценках перспектив. Однако определенные технические индикаторы роста оптимизма фиксируются все чаще. Ожидания рынка будут становится более отчетливыми по мере выхода релевантной статистики, свидетельствующей о масштабах падения экономик развитых стран во втором квартале 2020 г., а также темпов восстановления деловой активности во всех ключевых регионах. Предположительно, более четкие тренды движения цен будут сформированы к концу второго квартала. Тогда рынок сможет дать объективную оценку потенциальному спросу на медь в текущем году.
Еще один фактор, который будет определять движение цен на металл является динамика себестоимости добычи меди. С 2016 г. операционные расходы на добычу демонстрировали устойчивую восходящую тенденцию. Квартальный CAGR 90th percentile total cash costs с 2016 по 2019 гг. составил 2,5%. В 2020 г. на фоне падения котировок нефти (в два раза), а также планов горнодобывающих компаний оптимизировать деятельность для сохранения рентабельности себестоимость начнет сокращаться. Так, например, Freeport McMoran заявила о планах снизить производственные расходы на 18% в 2020 г. Помимо оптимизации основным фактором снижения себестоимости компания называет 50% сокращение цен на дизельное топливо. Это даст дополнительный потенциал для снижения цены меди на бирже, за счет более низкого уровня себестоимости маржинального производителя.
Нивелировать негативные эффекты для котировок меди от снижения спроса и себестоимости может только сокращение предложения металла. Причиной такого сокращения может выступить резкое снижение операционной загрузки мощностей или их полная остановка, а также оптимизация производства (снижение выработки/консервация неэффективных активов) и секвестр инвестиционных программ горнодобывающих компаний.
Согласно данным S&P Global Market Intelligence, меры по борьбе с коронавирусом привели к сокращению производства на 51 проекте, добывающем медь. Общая сумма потенциальных потерь в выпуске составляет 528 тыс. т (3% от уровня добычи 2019 г.). 78% указанной величины приходится на Чили и Перу.
CAPEX практически всех горнодобывающих компаний пересматривается. По итогам первого квартала компании начали сообщать о сокращении инвестиций в новые проекты. В результате, по данным Refinitiv, добыча меди в следующие 5 лет будет в среднем на 2,2% ниже, чем предполагалось ранее. Это эквивалентно потере 3 млн т меди до 2025 г.
Учитывая данные факторы, можно говорить о позитивном прогнозе цены меди на краткосрочную и среднесрочную перспективу. В частности, начиная с третьего квартала ожидается выход котировок на устойчивую восходящую траекторию. При этом опрос аналитиков, проведенный Fastmarket MB, свидетельствует, что большая часть выборки превышает консенсус в периоде с 2021 по 2024 гг. Это указывает на высокую вероятность ускорения роста цены уже к концу 2020 г.
На российском рынке по итогам 1 квартала 2020 г. видимое потребление меди в России снизилось на 10% г/г. Видимое потребление – балансовый показатель, который в своих расчетах учитывает экспорт продукции из меди, поэтому данное снижение нельзя интерпретировать как резкое изменение реального спроса на медь на внутреннем рынке. В частности, давление на показатель вызвало увеличение экспорта катанки на 41% г/г.
Производство меди в России снизилось на -1% г/г. Основной причиной снижения послужило сокращение выпуска у Норильского Никеля (-8% г/г).
Снижение у компании связано с запланированным сокращением объемов переработки медного концентрата, купленного у ГК “Ростех”, снижением содержания меди в этом сырье.
Отдельно отмечается, что Быстринский ГОК продолжил плановое наращивание производства меди в концентрате до 15 тыс. т, что было на 51% выше аналогичного периода прошлого года. Рост был достигнут за счет увеличения производительности на участке измельчения обогатительной фабрики. (Металлоснабжение и сбыт/Металл Украины и мира)