Вместо отмены скидок для поставщиков угля в неэкологичные порты Минтранс предложил Федеральной антимонопольной службе (ФАС) увеличить тарифы на все перевозки энергетического угля, приблизив их к ценам на отправки коксующегося. Об этом уже говорили и в РЖД, оценивая эффект от сближения тарифов в 12 млрд руб. в год. Аналитики считают, что отказ от дешевых перевозок энергоугля оправдан глобальными трендами и в перспективе спрос на коксующийся гораздо стабильнее. Но захватить новые внешние рынки коксующихся углей, убедив иностранных металлургов адаптировать к ним технологии, будет непросто.
Минтранс ответил ФАС на предложение дестимулировать отправки угля через неспециализированные морские порты, предложив в качестве альтернативы сблизить железнодорожные тарифы на транспортировку энергетического и коксующегося угля. Подлинность письма замминистра транспорта Владимира Токарева главе ФАС Игорю Артемьеву от 18 сентября “Ъ” подтвердили в Минтрансе.
Дискуссия началась с письма господина Артемьева от 24 августа (есть у “Ъ”), где он предложил ряд мер по перераспределению угольных грузопотоков с универсальных терминалов Дальнего Востока на специализированные. Глава ФАС писал о неравных условиях конкуренции между специализированными терминалами, которые вкладывают средства в защиту местности от образующейся при перевалке угольной пыли, и универсальными. “Избыточные перевалочные мощности перепрофилированных под перевалку угля морских портов- загрязнителей, до 20 млн тонн ежегодно, позволили грузоотправителям контрактовать большие объемы перевозки угля по восточному маршруту, чем способна пропустить и обработать железнодорожная инфраструктура”, – пишет Игорь Артемьев. (КоммерсантЪ/ Металл Украины и мира)