Военная агрессия РФ против Украины катком прошлась по предприятиям горно-металлургического комплекса. С марта многие предприятия отрасли вышли в среднем на 50%-ю загрузку от довоенных уровней, однако продолжение боевых действий, логистические проблемы, снижение цен на металлопродукцию на мировом рынке ставят под сомнение планы отрасли наращивать загрузку и производство.
Начиная с марта украинские метпредприятия наращивали объемы производства. По оценкам GMK Center, если в марте было произведено 220 тыс. т стали, то в июне выплавка составила уже 530 тыс. т. Поэтому были определенные ожидания увеличения роста производства, к чему готовились и работающие предприятия отрасли.
Уровень текущей загрузки работающих метпредприятий в среднем составляет 40-50%, кроме “Каметстали”, где в работе находятся порядка 75% от довоенных мощностей.
Меткомпании намеревались в дальнейшем наращивать производство. Так, ранее на “Запорожстали” планировали в августе запустить доменную печь №3. После запуска третьей доменной печи мощности комбината достигли бы 75%. Сейчас на предприятии работают две доменные печи, что обеспечивает 50%-ю загрузку.
В июне “АрселорМиттал Кривой Рог” запустил одну домну, обеспечив еще в мае ее полную загрузку и 20% общей загрузки по производству чугуна и стали. Работал один из шести конвертеров, две коксовые батареи, одна МНЛЗ. В июне планировалось запустить еще одну домну, что увеличило бы загрузку до 40-50%.
Активный запуск металлургических предприятий способствовал восстановлению экономики Украины. Однако в июне ситуация на международных рынках резко ухудшилась.
Европа на сегодня остается единственным рынком для украинских металлургов. Цены на европейском рынке начали падать в середине апреля, а во второй половине июня падение ускорилось. На конец июня котировки г/к рулона достигли уровня начала 2021 года, а цены на ЖРС упали за этот период на 26%.
Еще недавно г/к рулон был самым дефицитным товаром в Европе из-за прекращения поставок из Украины и РФ. Заместить их было крайне сложно. Но рынок сам себя отрегулировал – начал снижаться спрос. Цены упали.
Многие экономисты в нынешнем падении спроса в Европе видят признаки рецессии. Цены на сырье являются своеобразным опережающим индикатором.
Ведущая консалтинговая компания в стальной отрасли World Steel Dynamics для анализа ценовой ситуации на рынках применяет методику, в которой ключевыми факторами являются: спрос на сталь в мире за пределами Китая; экспорт из Китая.
Что мы видим сегодня? Падение спроса во всем мире и прогнозы по растущему экспорту из Китая (+40 млн т, по данным китайской консалтинговой компании SteelHome). Это происходит под воздействием ряда факторов: энергетический шок и развитие инфляции; ужесточение монетарной политики в США и ожидаемые аналогичные шаги от других регуляторов; замедление экономики Китая.
В такой ситуации у рынка стали нет шансов.
Как и цены на прокат, падают цены на ЖРС. Поскольку отечественные компании являются вертикально интегрированными, то падение цен на сырье снижает их устойчивость. Если раньше украинские металлурги могли зарабатывать на руде при низком рынке стали, то сейчас ситуация “выровнялась” – цены упали на все, маржинальность снизилась и по горнодобывающему, и по металлургическому сегментам. Учитывая проблемы с логистикой и рост затрат на транспортировку, украинские горнорудные компании работают практически на грани рентабельности.
По данным World Steel Dynamics, в июне маржа производителей стали была на 25% ниже, чем в среднем за 2018-2019 гг. Это в среднем в мире. Но в 2018-2021 гг. затраты металлургических компаний Украины росли сильнее, чем у конкурентов, из-за более высокой долларовой инфляции в Украине. А уже в 2022 году украинские производители из-за войны оказались в гораздо более сложном положении.
Украинские компании ГМК пытаются найти новые логистические решения, так как порты Черного моря недоступны. В зоне доступности – в основном порты Румынии и Польши. Однако ограничивающими факторами выступают слабая пропускная способность украинских портов на Дунае и железнодорожных погранпереходов, очереди из вагонов на приграничных станциях и конкуренция с экспортом зерновых. Таким образом, существующая железнодорожная инфраструктура никак не сможет заменить черноморские порты.
“Проблемы с логистикой не решены. У нас есть существенные проблемы с отгрузкой нашей продукции клиентам в ЕС. Все наши маршруты до войны проходили через порты, но пока они недоступны. Сейчас у нас наблюдается существенное затоваривание на пограничных переходах на западной Украине. Все это заставляет нас рассматривать вариант с сокращением производства, потому что нашу продукцию просто нельзя переправить через границу”, – объясняет Александр Мироненко, генеральный директор “Запорожстали”.
Другая существенная проблема – импорт угля. В Украине сегодня добывается только коксующийся уголь марки К (hard cokingcoal). Поставки прочих марок, необходимых для коксования (soft, semi-soft), а также антрацита зависели от РФ. Уголь из Казахстана также недоступен, так как ранее он транспортировался через территорию России. Поэтому перестроиться на поставки из других источников оказалось непростой задачей в условиях блокады портов.
Наиболее простым решением кажется импорт угля из Польши. Однако в Европе уголь поставляется по долгосрочным контрактам – на споте значительного объема предложения нет. Заокеанский уголь приходится транспортировать через Польшу, что означает дополнительные логистические затраты.
В настоящее время меткомбинат “Запорожсталь” рассматривает вариант сокращения объема производства из-за значительных проблем с логистикой и невозможности отгрузить продукцию потребителям в Европу. Наверняка свои планы пересмотрят и другие предприятия.
Ранее GMK Center ожидал снижения объема производства стали в Украине на 63%, до 7,9 млн т, а в следующем году – до 6,5 млн т. Но теперь такой уровень выглядит малореалистичным.
Если экономика западных стран действительно войдет в рецессию, это будет жестким испытанием для отечественной металлургической отрасли. Загрузка и так низкая. Далее снижать объемы производства особо некуда, разве что полностью останавливать заводы. (GMK Center/Металл Украины и мира)