По данным Бюро переписей США (Census Bureau), ввоз черных металлов из России в США в июле 2022 года почти обнулился (снизился до $0,6 млн) после $201 млн в июне и более $1 млрд за первое полугодие 2022 года. В июне основные поставки в рамках этой группы приходились на ферросплавы ($112,5 млн) и полуфабрикаты из железа и стали ($88 млн), в июле их поставки упали до $0,4 млн и нуля соответственно.
В 2021 году США ввезли российских черных металлов (чугун, железо, сталь, прокат) на $2,77 млрд, в среднем по $230 млн в месяц. В прошлом году на эту страну приходилось около 9% всех поставок черных металлов из России. Российские власти перестали раскрывать внешнеторговую статистику на фоне введения западных санкций после начала военной спецоперации на Украине.
Страны «Большой семерки» (США, Канада, Япония, Великобритания, Германия, Франция, Италия) еще в марте объявили, что планируют лишить Россию статуса наибольшего благоприятствования при торговле с ними в ответ на начало военных действий на Украине. Этот статус, который Россия получила в 2012 году, означает, что все страны должны пользоваться одинаковыми льготами и привилегиями в торговле с конкретным государством. Потеря этого статуса означает, что США и другие страны G7 могли устанавливать какие угодно тарифы на импорт российской продукции.
Конгресс США 7 апреля одобрил запрет на экспорт российских энергоносителей и лишил ее статуса наибольшего благоприятствования в торговле. А 30 июня американские власти опубликовали окончательный список товаров из России, на которые повысили импортный тариф до заградительного уровня — 35% от таможенной стоимости. В этот список вошли в том числе сталь и несколько видов стальной продукции. Но, по данным Census Bureau, снизились поставки и металлов, формально не попавших под тарифы и санкции. Так, импорт российских металлов платиновой группы (палладий, платина, родий) в США в июле составил лишь $34 млн против $76 млн в июне и $258,5 млн в мае.
Крупнейшие российские компании черной металлургии подтверждают, что в последнее время их поставки в США были минимальными. «В начале 2022 года поставки полуфабрикатов в США осуществлялись в несущественных объемах и были полностью прекращены в июне», — отметил представитель НЛМК. При этом до последнего времени 10% экспорта стального проката и около 46% полуфабрикатов НЛМК направлялось в Северную Америку, говорит аналитик по металлургии БКС Ахмед Алиев. В пресс-службе «Северстали» заявили, что вообще не поставляли туда сталь уже несколько лет.
В пресс-службе Evraz не ответили на запрос. Но, согласно отчетности компании, в 2019 году поставки слябов (стального полуфабриката) из России на ее американский завод Evraz Portland составили $154 млн, в 2020 году они снизились до $26 млн, а в 2021-м — до $8 млн. РБК направил запрос в ассоциацию «Русская сталь», объединяющую российские предприятия черной металлургии.
Помимо США закупки российского железа и стали снизил и еще один крупный потребитель — Евросоюз. В марте—мае 2022 года они стабильно составляли $770–790 млн в месяц, а в июне опустились до $521,7 млн. Весной ЕС запретил импорт из России ряда продуктов из черных металлов, например плоского проката, оценив упущенную экспортную выручку российских компаний от этого решения в €3,3 млрд. К тому же европейцы ввели санкции против основного совладельца «Северстали» (крупнейший поставщик плоского проката в Евросоюз) Алексея Мордашова, в результате компания была вынуждена прекратить поставки в Евросоюз.
Спрос снизился и на внутреннем рынке, и компании предупреждали, что у них сократится производство, если власти не снизят налоговую нагрузку и не ослабят курс рубля. В итоге, по данным Word Steel, в январе—июле 2022 года производство стали в России упало почти на 7%, до 41,4 млн т.
Мордашов в конце марта заявил, что российские компании черной металлургии должны будут переориентировать из ЕС на восточное направление около 4 млн т стальной продукции в год из-за санкций и других ограничений, введенных западными странами.
В июне крупнейшим импортером российских черных металлов была Турция ($546 млн), далее шли Евросоюз ($522 млн) и США ($201 млн). Теперь существенно нарастил закупки российских железа и стали Китай — с $163,5 млн в июне до $337,4 млн в июле, следует из внешнеторговой базы ООН и Главного таможенного управления КНР. В июле прошлого года Пекин импортировал российские черные металлы лишь на $84,5 млн.
По информации ценового агентства Fastmarkets, основными рынками сбыта для российской стали также становятся Мексика и Тайвань. Российские полуфабрикаты из железа и стали и стальной прокат идут также на рынки Ближнего Востока и даже Индии, которая сама является одним из крупнейших производителей стали, добавляет управляющий директор рейтинговой службы НРА Сергей Гришунин. Рост себестоимости производства проката в Индии может увеличить потребности этой страны в российских полуфабрикатах и прокате, что в перспективе может компенсировать российским металлургам потерю американского рынка, допускает он.
По оценкам Минпромторга, доля азиатского направления в экспортных поставках металлургической продукции уже превышает 50%, хотя ранее ограничивалась 10–20%. Но для увеличения поставок туда российские компании вынуждены давать существенные скидки. По данным Fastmarkets и трейдеров, они доходят до 25% и выше. А крупнейший совладелец «Северстали» сообщал в конце июля, что дисконты на внешних рынках с учетом санкций в отношении России достигали 30–40%. Сейчас внутренние цены на горячекатаный прокат (один из ключевых стальных продуктов) торгуются с премией к экспортным ценам (на условиях поставок через Черное море), добавляет Алиев.
В 2021 году в тройку крупнейших импортеров российских черных металлов входила и Белоруссия (после Турции и США) — он закупила их почти на $2 млрд. Но неизвестно, сколько теперь эта страна ввозит железа и стали, потому что белорусские власти закрыли детальную статистику по импорту товаров из России. (РБК/ Металл Украины и мира)