Металлурги просят первого вице-премьера ограничить рост тарифов РЖД в 2023 году уровнем 5,7%, что вдвое ниже предложения самой компании. Цена перевозки на Дальний Восток уже достигла 30% от стоимости металла, указывают в отрасли.
Глава ассоциации «Русская сталь» (объединяет крупнейшие металлургические компании), основной владелец «Северстали» Алексей Мордашов попросил правительство ограничить рост тарифов РЖД в 2023 году 5,7%, что в 1,7 раза ниже предложения самой компании (9,8%). Об этом говорится в письме Мордашова, которое он направил первому вице-премьеру Андрею Белоусову в понедельник, 17 октября. У РБК есть копия письма, его подлинность подтвердил источник в одной из металлургических компаний.
В письме отмечается, что речь идет о совокупном увеличении железнодорожных тарифов с учетом уже действующих надбавок.
«Русская сталь» объединяет крупнейших производителей металлургической продукции и сырья для нее в России: Evraz, ММК, НЛМК, «Северсталь», «Мечел», «Металлоинвест», ОМК, ТМК и др. Они совокупно производят 98% российского чугуна, 90% стали и 63% труб.
Индексация железнодорожных тарифов обусловлена ростом расходов на организацию перевозок, а также необходимостью финансирования инвестпрограммы – в частности, для решения задач по развитию Восточного полигона (БАМа и Транссиба), исходя из потребностей экономики страны в ускоренной переориентации туда грузов с западного направления, отмечают в пресс-службе РЖД. В секретариате Белоусова отказались от комментариев, РБК направил запросы представителю «Русской стали» и в пресс-службу правительства.
В случае согласования предложений РЖД годовой рост нагрузки для перевозок металлов в 2023 году составит 22%, а для транспортировки металлургической продукции в специализированных контейнерах достигнет 334–337%, пишет Мордашов. Это значительно больше планируемой годовой инфляции в этом году, указывает он: Центробанк прогнозирует инфляцию от 12 до 15%, Минэкономразвития – 12,4%.
В 2022 году железнодорожные тарифы уже были проиндексированы дважды: в начале года на 7,7%, а с 1 июня – на 11%. Из-за двухразовой индексации тарифов, укрепления курса рубля (с 70 руб. за доллар в начале года до 55 руб. в сентябре), снижения цен на металлопродукцию (экспортная цена сляба без учета доставки снизилась с $775 в январе до $467 за тонну в сентябре) и ограничений со стороны недружественных стран экспорт металлов осуществляется с «нулевой или отрицательной рентабельностью», предупреждает бизнесмен. Поэтому предлагаемый рост тарифов приведет к сокращению производства металлургов, а также к переходу на альтернативные виды транспорта (в первую очередь автомобильного) и, как результат, к сокращению доходов РЖД, заключает он. Уже в сентябре 2022 года падение экспорта, по данным РЖД, составило 42%, говорится в письме.
По состоянию на сентябрь средняя транспортная составляющая при отгрузках на Дальний Восток – до 30% от конечной стоимости продукции, при поставках через Азово-Черноморский бассейн – 20% при норме для металлов 5–7%, следует из данных «Русской стали».
РЖД отслеживают ситуацию на рынке перевозок и имеют необходимые инструменты тарифного регулирования, в том числе для металлургических предприятий, чтобы гибко реагировать на изменение конъюнктуры и не допустить оттока грузов, подчеркивают в пресс-службе железнодорожной компании. Ее правление уже рассмотрело обращения НЛМК и «Северстали» и согласовало решение о целесообразности снижения тарифов по отдельным направлениям, добавили там. К тому же сейчас ведется работа по аналогичным обращениям ММК, Evraz и других металлургических предприятий.
Скидки, предложенные РЖД, действуют только до конца года и дают нулевой экономический эффект, утверждает источник, близкий к «Русской стали». Но даже при более выгодных и долгосрочных скидках дополнительная индексация, запрашиваемая РЖД, просто обнулила бы весь эффект от них, указывает он, добавляя, что компании отказались от скидок.
Видно, как сейчас правительство балансирует – повышает налоги на угольную, металлургическую и газовую отрасли в то время, как РЖД получают почти все, что просят, отмечает гендиректор «INFOLine-Аналитики» Михаил Бурмистров. В этом и следующем году запланирована беспрецедентная докапитализация компании на 467 млрд руб., отменены тарифные скидки для экспортных перевозок угля и т.д., указывает он. При этом российские металлургические компании потеряли доступ на ключевые высокомаржинальные рынки (Европы и США), а поставки в Азию и на Ближний Восток менее рентабельны, там существенно ниже цены и выше конкуренция. В такой ситуации металлурги действительно терпят убытки, и логично просить льгот, связанных с экспортной логистикой, иначе придется останавливать какие-то мощности, заключает Бурмистров. Размер расходов на перевозку как сырья, так и готовой продукции составляет существенную долю в расходах компаний, поэтому вполне понятны их пожелания о более лояльном подходе при тарификации перевозок, соглашается управляющий директор рейтингового агентства НКР Дмитрий Орехов.
Рост тарифов на 9,8% – это примерно 190 млрд руб. дополнительных сборов с грузоотправителей. РЖД просили Белоусова их увеличить, чтобы обеспечить выполнение инвестпрограммы. В 2022 году она должна была быть рекордной, но еще в мае компания анонсировала ее сокращение с 1,028 трлн до 808 млрд руб.
По данным «Коммерсанта», инвестпрограмма компании на 2023 год ожидается на уровне 1,23 трлн руб., что больше прежнего плана (1,14 трлн руб.). Источник издания рассказал, что в рамках нового предложения инвестиции в развитие БАМа и Транссиба относительно уточненной инвестпрограммы текущего года увеличатся на 118 млрд руб., до 260 млрд руб. Возрастут также вложения в ремонт и развитие путевого комплекса и других объектов инфраструктуры – до 319 млрд руб. «Рост тарифа должен быть увязан с размерами инвестпрограммы РЖД и зависит от того, до чего по ней доспорятся», – отмечал федеральный чиновник. Представитель Белоусова тогда говорил РБК, что решение об индексации тарифов РЖД пока не принято. (РБК/Металл Украины и мира)