Как сообщает агентство Bloomberg, огромный неиспользованный железорудный рудник в Западной Африке поднялся в списке приоритетов Китая в рамках программы «Один пояс-один путь», поскольку он пытается сократить зависимость от Австралии и Бразилии в поставках полезных ископаемых, необходимых для производства стали.
Simandou, горный хребет протяженностью 110 км (68 миль) во внутренних лесах юго-восточной Гвинеи, содержит запасы высококачественной железной руды с прогнозируемой годовой производственной мощностью 120 миллионов тонн. Обширные месторождения привлекли китайские транснациональные корпорации, в том числе крупнейшего в мире производителя стали China Baowu, который недавно подписал соглашение о разработке двух блоков рудника Simandou.
Поскольку экономика Китая замедляется, он стал очень избирательным в финансировании проектов в рамках своей многонациональной инициативы «Один пояс-один путь». Но строительная отрасль, которая потребляет огромное количество стали и алюминия, по-прежнему получает большую часть финансирования.
На недавно состоявшемся третьем форуме «Один пояс-один путь» в Пекине Simandou был среди крупнейших инвестиций в горнодобывающую промышленность в списке китайских проектов сотрудничества. В список также вошли медно-кобальтовый рудник Камоа в Демократической Республике Конго (ДРК), откуда Китай получает большую часть своего кобальта для производства аккумуляторов для электромобилей, а также проект калийного рудника Курури в Эритрее.
Однако запасы железной руды Simandou в Гвинее выделяются своими огромными размерами и геополитической целью Китая снизить зависимость от Австралии. По данным судовых брокеров Banchero Costa, 69% поставок железной руды в Китай в прошлом году поступило из Австралии, что более чем в три раза больше, чем из Бразилии, занимающей второе место.
Разработка проекта Simandou задерживалась на протяжении многих лет из-за споров о правах собственности и отсутствия вспомогательной инфраструктуры, такой как железная дорога для транспортировки руды из отдаленного горного уголка Гвинеи в морские порты на экспорт. Политическая нестабильность в Гвинее еще больше повлияла на прогресс после того, как в сентябре 2021 года в результате военного переворота был свергнут бывший президент Альфа Конде, а правящая хунта приостановила добычу полезных ископаемых в Simandou. Но растущий интерес Китая к мегапроекту привел к тому, что китайские компании сделали на него большую ставку, согласившись профинансировать разработку как месторождений, так и инфраструктуры, включая железнодорожную линию и порт.
В марте прошлого года правящая хунта Гвинеи достигла соглашения с британско-австралийским гигантом Rio Tinto и консорциумом, поддерживаемым Пекином, о возобновлении деятельности в Simandou после разрешения инфраструктурных споров.
С июля этого года переходное правительство Гвинеи подписало ряд соглашений с китайскими компаниями и Rio Tinto о разработке рудника, а также о строительстве 650-километровой трансгвинейской железнодорожной линии и порта в столице Конакри, чтобы приблизить добычу руды к реальность.
Лиз Гао, старший аналитик по железной руде в сырьевой консалтинговой компании CRU Group, сказала, что капитальные затраты на железорудный проект Simandou оцениваются более чем в $20 млрд, а цена безубыточности рудника составит $70 за тонну во время ввода в эксплуатацию. и $60 за тонну при производстве на полную мощность.
Наблюдатели говорят, что гвинейская железная руда поможет Китаю диверсифицировать своих поставщиков, чтобы избежать чрезмерной зависимости от Австралии на фоне напряженных связей в последние годы, а также в его стремлении достичь ресурсной безопасности и декарбонизировать цепочку создания стоимости стали, поскольку Simandou предлагает руду более высокого качества.
Лорен Джонстон, исследователь Китая и Африки из Южноафриканского института международных отношений в Йоханнесбурге, сказала, что целью Китая в масштабных инвестициях в Simandou была добыча руды более высокого качества. По ее словам, новый построенный Китаем глубоководный порт Лекки в Нигерии может сделать более осуществимой доставку железной руды из Гвинеи и других стран Западной Африки в Азию на огромных контейнеровозах, тем самым снижая транспортные расходы, связанные с отправкой груза на меньших судах в Юг.
«[Китайский] президент Си Цзиньпин обнародовал план [на полях саммита БРИКС] в Йоханнесбурге в августе, чтобы способствовать индустриализации Африки – возможно, план состоит в том, чтобы также использовать руду Simandou для этого плана», – сказал Джонстон.
По ее словам, поскольку в Зимбабве готовится к открытию крупнейший сталелитейный завод в Африке, возможно, часть руды из Simandou тоже пойдет туда. Китайский сталелитейный гигант Tsingshan Holding Group строит металлургический завод стоимостью $1 млрд в Зимбабве через дочернюю компанию Dinson Iron and Steel.
Гао из CRU Group подчеркнул цель Китая диверсифицировать своих поставщиков железной руды, чтобы избежать зависимости от Австралии и Бразилии, на долю которых приходится 82% мирового морского экспорта железной руды. По ее словам, хотя низкосортные руды сейчас пользуются большим спросом, цель сталелитейной промышленности по декарбонизации сектора приведет к росту спроса на более высокосортные руды.
«Simandou будет здесь хорошим вариантом с его мощностью экспорта высококачественной руды в 120 миллионов тонн в год», – сказал Гао. В сентябре China Baowu Steel Group подписала соглашение с поддерживаемым Китаем победившим консорциумом Simandou (WCS) о совместной разработке блоков 1 и 2 северной части проекта Simandou, а также связанных с ними инфраструктурных проектов. В число акционеров WCS, владеющей правами на два блока, входят сингапурский судовладелец Winning International Group, китайский производитель алюминия Shandong Weiqiao Group и гвинейская логистическая фирма United Mining Supply International.
Хотя стоимость инвестиций остается нераскрытой, ожидается, что China Baowu получит крупную долю в WCS. Джонстон заявил, что вступление China Baowu в качестве акционера WCS связывает сталелитейного гиганта напрямую с рудником, что является формой вертикальной интеграции. Мур из Центра глобального развития заявил, что тесные связи между промышленностью и правительством Китая являются показателем того, что «China Baowu Steel действует по сигналам центрального правительства».
Гао заявил, что инвестиции китайской компании Baowu в гвинейскую железную руду показывают, что крупнейший сталелитейный завод Китая имеет большой интерес как к южной, так и к северной части Simandou. «Наш анализ показывает, что нам нужно будет увидеть, как обе компании выйдут на рынок, чтобы сделать весь Simandou экономически жизнеспособным».
Права на южные блоки, 3 и 4, Simandou принадлежат Rio Tinto, крупнейшему в мире производителю железной руды, через Симфер, где правительству Гвинеи принадлежит 15% акций. Остальное принадлежит Simfer Jersey — совместному предприятию Rio и гонконгской компании Chalco Iron Ore Holdings. Baowu владеет 20-процентной долей в Chalco, при этом 75% принадлежит Китайской алюминиевой корпорации (Chinalco), а остальная доля разделена между государственной China Rail Construction Corporation и China Harbour Engineering Company. Правительству Гвинеи принадлежит по 15% в каждой из двух частей. Rio Tinto недавно инвестировала $100 млн в первоначальные инфраструктурные работы в Simandou. (Bloomberg/ Металл Украины и мира)