Повышение тарифа на грузовые перевозки на 37%, которое предлагает АО «Укрзализныця», будет иметь катастрофические последствия для экономики, так как приведет к остановке стратегических предприятий и сокращению валютной выручки. Учитывая состояние отечественной промышленности, правительство должно ввести двухлетний мораторий на повышение тарифов «Укрзализныци» и провести аудит госкомпании, чтобы разобраться с неконтролируемым ростом издержек. Об этом говорится в письме ассоциации предприятий «Укрметаллургпром» премьер-министру Денису Шмыгалю и вице-премьер-министру по вопросам восстановления Украины – министру развития общин и территорий Алексею Кулебе, пишет Rail.insider со ссылкой на УНИАН.
«По имеющейся информации, 28 ноября 2024 года Алексей Кулеба встретился с руководством «Укрзализныци», где было принято решение подготовить проект приказа об индексации грузовых железнодорожных тарифов с повышением последнего на 37%. Это решение вызвало большую обеспокоенность среди горняков и металлургов Украины, которые категорически против такого шага. Выглядит очень странно, что Министерство развития общин и территорий Украины проводит такие кулуарные обсуждения с УЗ без участия бизнес-сообщества. Ведь последствия для экономики Украины будут катастрофическими с остановкой стратегических предприятий и значительным сокращением валютной выручки», — говорится в письме.
В «Укрметаллургпроме» напомнили, что в Украине именно железная дорога является основным видом грузоперевозок: если в Германии общая доля грузоперевозок железнодорожным транспортом не превышает 20%, то в Украине железнодорожный транспорт обеспечивает почти 82% грузовых и 36% пассажирских перевозок.
«Реализуя свое монопольное положение в вопросе грузоперевозок, «Укрзализныця» на протяжении всего своего существования пытается решать собственные финансовые проблемы за счет грузоотправителей. Украинское промышленное бизнес-сообщество уже ощутило значительное финансовое давление после ряда повышений тарифов на грузоперевозки в 2021 и 2022 годах, что привело к рекордному росту расходов на железнодорожные перевозки — например, тарифы на перевозку угля, руды и известняка выросли на 140% (!), металла — на 70%, удобрений — на 70%, зерна — на 96%, а порожних вагонов с углем — на 158% (!)», — подчеркнули в ассоциации.
Добавляется, что повышение тарифов не поможет решить проблемы УЗ, если не будет реформирована структура компании и не будут задействованы внутренние ресурсы. Ведь сейчас расходы «Укрзализныци» растут быстрее, чем доходы, что является тревожным сигналом и требует срочного пересмотра политики расходов.
«В связи с постоянным необоснованным повышением тарифов на грузоперевозки, значительное количество отечественных отраслей постепенно отказываются от услуг УЗ, отдавая предпочтение альтернативным способам транспортировки, а на худой конец значительно сокращают производство или останавливаются. А УЗ вместо того, чтобы поддерживать грузы на железной дороге и наращивать грузовую базу, бесконтрольно и стремительно расширяет свою затратную базу и не заинтересована в дополнительных доходах. Ведь с сентября 2023 года УЗ не продала ни одной партии лома — хотя продажа лома дает миллиарды гривен дополнительной выручки. Недальновидная тарифная политика «Укрзализныци» критически отразится на всей экономике Украины и, соответственно, на ее обороноспособности и национальной безопасности», — подчеркивается в письме.
Ассоциация призвала правительство инициировать меры по улучшению финансового состояния «Укрзализныци», в частности, по развитию грузовой базы и оптимизации расходов, а также по повышению эффективности использования активов государственного монополиста. Также необходимо ввести мораторий на повышение тарифов на грузовые железнодорожные перевозки до отмены военного положения и на срок не менее двух лет после окончания боевых действий. Как сообщалось ранее, повышение тарифов на 37% вычеркнет нефтепродукты из номенклатуры перевозок УЗ. (minprom)