АО «Укрзализныця» на этой неделе объявит о проведении 80 новых аукционов по продаже металлолома общим объемом около 31 тыс. т. Общая стартовая стоимость лотов составляет 203 млн грн. Об этом говорится в пресс-релизе железнодорожного оператора.
Компания отмечает, что перед запуском торгов провела консультации с потенциальными покупателями, проанализировала результаты аналогичных аукционов и учла официальные рыночные данные. На основе этого стартовая цена лома была пересмотрена – теперь она составляет 6 400 грн/т.
В УЗ ожидают, что благодаря высокой конкуренции в ходе аукционов цена будет расти. По словам компании, новый подход должен создать более комфортные условия для участников рынка и повысить рентабельность продаж. Одним из шагов в этом направлении стало сокращение объемов металлолома в отдельных лотах. Это позволит привлечь более широкий круг покупателей, в том числе средних и малых металлотредеров.
Пересмотренная стартовая цена основана на анализе предыдущих торгов в системе Prozorro.Продажи, а также на данных ГП «Укрпромвнешэкспертиза». В «Укрзализныци» поясняют, что ставка, установленная еще в апреле, уже не соответствовала текущим рыночным условиям, поэтому она была приведена в соответствие с актуальной конъюнктурой.
Дополнительным стимулом для участников станет и новый тариф на погрузку металлолома. Компания снизила его до 706 грн/т (с НДС), что должно снизить операционные расходы покупателей и сделать участие в торгах более привлекательным.
Таким образом, «Укрзализныця» ожидает заметного оживления активности на аукционах и рассчитывает, что обновленная структура лотов и прозрачная ценовая политика будут способствовать формированию справедливой рыночной цены.
Отметим, что рынок металлолома в Украине переживает системный кризис: заготовка сырья из-за войны сократилась втрое, а значительная ее часть дополнительно «вымывается» экспортом. В таких условиях лом «Укрзализныци» приобретает стратегическое значение для металлургических предприятий. До военного периода УЗ обеспечивала около 10-15% номинальных объемов продаж на Prozorro, хотя реальные поставки составляли лишь до 6% рынка. Однако после правовой коллизии осенью 2023 года компания на полтора года приостановила аукционы, что еще больше обострило дефицит сырья.
Возобновление торгов в 2025 году произошло на фоне ухудшения финансового состояния УЗ. Правительство было вынуждено экстренно выделить железнодорожному оператору более 4,3 млрд грн для выплаты зарплаты, и продажа металлолома стала одним из ключевых внутренних источников поступлений. Хотя «Укрзализныця» накопила большие запасы лома – более 95 тыс. т, готовых к продаже, и до 131 тыс. т в перспективе – фактические отгрузки в июне-августе снизились до 10 тыс. т, минимума за 7 лет. Причиной стали системные проблемы в организации аукционов, ценообразовании и условиях реализации сырья. Для решения разногласий с участниками рынка УЗ провела совещание, собрав предложения и жалобы, что в дальнейшем может повысить активность и продажи сырья. (gmk.center)
