В условиях войны, которая продолжается почти пятый год, обеспечение поступлений в государственный и местные бюджеты стало критически важным для финансового обеспечения армии, поддержки населения и восстановления страны.
Металлургия играет важную роль в наполнении бюджетов разных уровней, поэтому государству в условиях войны необходимо искать баланс между потребностью пополнения казны и созданием условий для стабильного функционирования отрасли. Важно обеспечить стабильность налогового законодательства, ослабление валютных ограничений, предсказуемость тарифов государственных монополий и поддержку предприятий, которые столкнулись с проблемами вследствие военных действий.
Несмотря на военные действия и разрушения, металлургические предприятия продолжают работать и платить налоги в государственный и местные бюджеты, внося свой вклад в поддержку страны и ее обороноспособности. Налоговые отчисления отрасли включают налог на прибыль, единый социальный взнос, налог на доходы физических лиц, плату за землю, плату за пользование недрами и другие платежи.
По итогам 2025 года отчисления в бюджеты всех уровней четырех крупнейших металлургических компаний возросли на 2,1% по сравнению с 2024 годом – до 33,1 млрд грн. За 2021–2025 годы крупнейшие металлургические предприятия заплатили налогов и сборов на сумму 193 млрд грн, или $5,9 млрд.
В прошлом году динамика объемов уплаты налогов и сборов у крупнейших компаний отрасли была разнонаправленной: «АрселорМиттал Кривой Рог» – увеличение на 28%, до 8,5 млрд грн; «Интерпайп» – увеличение на 1%, до 5,6 млрд грн; «Метинвест» – снижение на 5%, до 18,7 млрд грн; Днепровский металлургический завод – снижение на 41,8%, до 290 млн грн.
Наблюдается замедление динамики уплаты налогов в отрасли. Для сравнения: в 2024 году рост объема уплаты налогов и сборов в бюджеты всех уровней у «АрселорМиттал Кривой Рог», «Метинвеста» и «Интерпайпа» составлял 60%, 36% и 27%.
Общая тенденция к снижению налоговых отчислений связана с ухудшением экономической ситуации в отрасли. Снижение объемов уплаты налогов и сборов у крупнейшей компании отрасли – «Метинвеста» – прежде всего связано с тем, что 2025 год был первым, когда группа работала без поставок коксующегося угля с собственного предприятия и при сокращении объемов производства в горнодобывающем сегменте. Один из крупнейших горно-обогатительных комбинатов – Ингулецкий ГОК – весь прошлый год находился в простое из-за высоких тарифов на электроэнергию и логистику.
Все это повлияло на работу отрасли. Горнодобывающая отрасль по итогам 2025 года сократила экспорт железной руды на 8% по сравнению с 2024 годом – до 31 млн т.
«Война и глобальные вызовы изменили реальности бизнеса и заставили нас работать по-новому. Роль металлургии остается стратегической: она и дальше поддерживает экономику, обеспечивает валютную выручку и наполняет бюджет. Как крупнейшая компания отрасли «Метинвест» продолжает работать, поддерживать регионы и помогать армии», – отметил генеральный директор группы «Метинвест» Юрий Рыженков.
Несмотря на сложную ситуацию в отрасли, предприятия поддерживают свои трудовые коллективы и местные общины в регионах присутствия. Из 8,5 млрд грн налоговых платежей «АрселорМиттал Кривой Рог» в 2025 году 2,6 млрд грн составили отчисления в местные бюджеты.
«АрселорМиттал Кривой Рог» остается надежным партнером государства и обеспечивает стабильные поступления налогов в государственный бюджет и местные общины, несмотря на вызовы военного времени. В 2025 году предприятие продолжало усилия, направленные на достижение безубыточности, выполнило значительную работу по оптимизации операционных процессов и расходов. Проблемы с энергообеспечением из-за атак врага, высокие тарифы на электроэнергию и необходимость ее импорта существенно подорвали эти усилия и конкурентоспособность нашей продукции на рынках», – сообщил финансовый директор ПАО «АрселорМиттал Кривой Рог» Павел Задорожный.
Крупнейшие заводы украинских производителей стали расположены в прифронтовых регионах и находятся под постоянными обстрелами: «Метинвест» (Запорожье, Кривой Рог), «Интерпайп» (Никополь, Днепр) и другие. Эти предприятия фактически являются градообразующими, обеспечивая рабочие места в чрезвычайно сложных условиях.
«Мы продолжаем производить и экспортировать продукцию с добавленной стоимостью, выплачивая в бюджеты всех уровней, как регионального, так и общенационального, десятки тысяч гривен с каждой тонны готовой продукции. Благодаря этому тысячи украинцев в прифронтовом регионе обеспечены рабочими местами», – отметил директор по экономике и финансам «Интерпайпа» Сергей Кузьменко.
Украинские металлургические предприятия находятся в одном из самых тяжелых положений среди всех отраслей отечественной экономики. 2025 год, вероятно, стал одним из самых сложных для стальной индустрии Украины. В таких условиях металлургические компании продолжают работать и выполнять не только производственные планы, но и социальные функции: своевременно перечисляют налоги, поддерживают трудовые коллективы и общины.
Совокупность проблем, вызванных войной, делает задачей повышенной сложности дальнейшее увеличение производства и объемов отчислений в бюджеты всех уровней. Среди основных из них можно выделить следующие:
Производственные возможности достигли «потолка». Хотя по итогам 2025 года металлургическая отрасль Украины увеличила производство чугуна и металлопроката на 11,2% и 4,8% по сравнению с 2024 годом, выплавка стали сократилась на 2,2% г./г. По мнению аналитиков GMK Center, это максимально возможный в условиях войны уровень.
Дефицит электроэнергии привел к остановкам крупнейших предприятий ГМК в течение последних трех месяцев. Крупные энергоемкие производства критически зависят от централизованного энергоснабжения, которое не могут полноценно заменить альтернативные источники генерации.
Увеличение затрат на импорт. Из-за остановки шахт по добыче коксующегося угля в Покровске украинские металлурги весь прошлый год были вынуждены импортировать эту продукцию. Только за январь-август 2025 года Украина увеличила импорт коксующегося угля в 3,1 раза г./г., до 2,3 млн т. Это повлияло на увеличение себестоимости выплавки стали в Украине.
Влияние европейских регуляций. Украина не получила временного исключения из-под действия CBAM, что сильно ударит по отечественной сталелитейной отрасли из-за высокой зависимости от рынка Евросоюза. В ближайшие несколько лет страна может потерять экспорт длинномерного проката и квадратной заготовки в ЕС, а также часть экспорта чугуна. Фактором риска для отрасли в 2026 году станут новые тарифные квоты Евросоюза.
Тарифы государственных монополий. Из-за дефицита собственной энергогенерации и газодобычи в Украине промышленные предприятия потребляют импортируемые ресурсы – газ и электроэнергию (в основном), конечная цена которых является самой высокой в Европе. К этому добавляется постоянное повышение тарифов соответствующих государственных монополий.
Низкие цены на украинскую продукцию ГМК. Цены на основную продукцию ГМК для украинского экспорта в 2025 году оставались на достаточно низком уровне, что влияло на невысокую рентабельность производства. В этом году стоит ожидать аналогичной ситуации – мировые сырьевые рынки ожидают периода низких цен и избыточного предложения. По прогнозам Всемирного банка, индекс цен на металлы и минералы практически не изменится (+0,3% г./г.).
Доступность морской логистики. Из-за дефицита электроэнергии и обстрелов портовой инфраструктуры в декабре 2025 года объемы экспорта через морские порты сократились минимум на четверть. В декабре Украина экспортировала на 35,6% меньше ЖРС по сравнению с декабрем 2024 года. Углубление энергетического кризиса может привести к серьезным последствиям и для логистики ГМК.
Результаты 2025 года формируют сложную, но показательную базу для оценки перспектив отрасли в 2026 году. По оценкам GMK Center, выпуск стали в Украине, вероятно, останется на нейтральном уровне – примерно 7,2 млн т в базовом сценарии. Фактически это означает достижение текущего «потолка» производства в условиях войны. В этом году аналитики ожидают снижения экспорта железной руды из Украины на 5%, до 29 млн т, при условии снижения цен в Китае на 7%.
Украинский бизнес понимает всю сложность ситуации в стране, вызванной войной. Если государство практически не идет навстречу, отрасль в текущих условиях не может одновременно быть экономическим тылом и показывать рост. (gmk.center)
