В начале января на большую часть территории США обрушились небывалые морозы и снегопады, приведшие к заметному снижению экономической активности в стране. Тем не менее, национальный рынок стали не был затронут этими негативными процессами. Наоборот, после длительного периода стабильности котировки на плоский прокат в январе пошли вверх, достигнув самого высокого значения с апреля 2012 г.
Некоторые компании заявляли, что им удавалось продавать мелкие партии горячего проката по $700/кор. т ($772/МТ), EXW, хотя трейдеры и металлурги указывают средний уровень продаж в интервале $680-690/кор. т ($750-761), EXW – примерно, на $10/кор. т выше, чем перед началом праздничной паузы. Арматура также подорожала на аналогичную величину, достигнув $725-740/МТ, EXW. При этом, большинство аналитиков считают, что повышение котировок будет продолжаться, и к концу первого квартала горячий прокат достигнет отметки $720/кор. т ($792), EXW.
Безусловно, отчасти январский рост цен был обусловлен краткосрочными факторами, среди которых не последнее место занимало похолодание. Морозы и снегопады нарушили работу транспорта во многих районах страны, что привело к перебоям с поставками металлолома и стальной продукции. Многие производители сократили выпуск из-за нехватки сырья либо с целью продажи на спотовом рынке сэкономленной электроэнергии, цены на которую взлетели буквально до небес. Наконец, в январе на $10-15/т подорожал металлолом, что также отразилось в стоимости проката.
Однако рост цен на стальную продукцию в США имеет и долгосрочный, фундаментальный компонент. Несмотря на сохраняющиеся проблемы с государственными финансами и бюджетным дефицитом экономика страны в последнее время демонстрирует неплохие показатели. В конце 2013 г. уменьшилась безработица, благодаря чему улучшились потребительские ожидания. Несмотря на провал в декабре автомобильная промышленность в США показала наилучшие результаты за последние шесть лет. Объем продаж автомобилей в 2013 г. возрос на 7,6% по сравнению с предыдущим годом.
Как считают американские специалисты, национальное автомобилестроение будет на подъеме и в 2014 г. Сейчас на этом рынке действует так называемый фактор отложенного спроса. Многие американцы, которые в предыдущие несколько лет не могли позволить себе покупку новой машины, теперь готовы раскошелиться. В 2013 г. средний возраст зарегистрированных легковых автомобилей в США достиг рекордного показателя – 11,4 года. В 2014 г. он, очевидно, уменьшится вследствие обновления автопарка.
Помимо автомобилестроения, высокие темпы роста в 2014 г., очевидно, будут показывать нефтегазодобывающая и связанные с ней отрасли промышленности – от трубопрокатной и специализированного машиностроения до химической и нефтехимической. Это также будет способствовать расширению спроса на прокат в стране. В строительстве, правда, существенного прогресса не ожидается, но, по крайней мере, не будет продолжения спада.
Вообще, основным фактором, в силу которого цены на прокат в США могут пойти вниз, местные специалисты называют не какие-либо внутренние проблемы, а внешнюю конкуренцию. В январе-ноябре 2013 г. импорт стали в США сократился на 4% по сравнению с аналогичным периодом годичной давности, но подорожание стальной продукции в стране на фоне стагнации в других регионах, очевидно, будут способствовать расширению закупок. В частности, американские компании как до, так и после праздников охотно приобретали индийскую оцинкованную сталь толщиной 0,3 мм по $860-870/т, CFR, почти на $200/т дешевле стоимости аналогичной продукции национального производства. В начале января также сообщалось о закупках российских горячекатаных рулонов по $610-620/т, CFR.
Но наиболее заметно влияние импорта на американском рынке длинномерной продукции. В 2013 г. импорт арматуры и сортового проката в США прибавил более 20% по сравнению с предыдущим годом. По предварительным данным, Комиссия по международной торговле США перенесет вынесение вердикта по антидемпинговому иску против турецких и мексиканских производителей арматуры с 17 февраля на апрель (первоначальным сроком вообще была середина декабря), так что американские трейдеры возобновили закупки в этих странах. Стоимость турецкой арматуры, при этом, указывается на уровне около $640/т, CFR. Кроме того, в первых числах января свою арматуру в США предлагали компании из Кореи, Тайваня и ряда западноевропейских стран примерно по $650-660/т, CFR. По-видимому, до конца января американские металлургические компании предпримут еще, как минимум, одну попытку подъема цен. Но добиваться нового роста им с каждым разом будет все сложнее. (Rusmet/Металл Украины, СНГ, мира)