Возобновление квот на импорт коксующегося угля или введение “повышенных обязательств” на выкуп угля государственных шахт может стать реальностью для украинских металлургов уже во втором квартале 2014 г. Высокая вероятность подобного развития событий становится очевидной, исходя из данных о результатах работы госшахт в 2013 г., обнародованных Министерством энергетики и угольной промышленности. В частности, убытки от производства этими шахтами товарной продукции составили 15,127 млрд. грн., что на 3,172 млрд. грн. больше, чем в 2012 г.
Отказ Кабинета министров от квотирования импорта коксующегося угля касается только первого квартала 2014 г. Это в комментарии для Forbes подтвердил генеральный директор Украинской научно-промышленной ассоциации “Укркокс” Анатолий Старовойт. “В 2014 г. квоты не ввели, решено пока первый квартал посмотреть, как мы будем брать уголь с государственных шахт. Если будем разбирать их (выкупать необходимый объем коксующихся углей. – Forbes), то такой вопрос ставиться не будет. Первый раз отчитываться будем 5 февраля за январь”, – отметил он.
Утверждать, что методом снижения убыточности госшахт станут именно квоты, специалисты не спешат. “Значительный импорт коксующихся углей идет из России, и сейчас введение квот на них может быть не понято в рамках последнего потепления украинско-российских отношений. К тому же в 2013 г. квоты не стали средством борьбы с убытками государственных шахт. Я думаю, что, скорее всего, правительство будет договариваться с металлургами, чтобы металлурги продолжали покупать определенные объемы угля у украинских шахт. Но при этом квоты вводить не будут”, – считает Денис Саква, ведущий аналитик инвесткомпании Dragon Capital. В 2013 г., помимо введения квот на импорт коксующегося угля, правительство обязало украинских металлургов также выкупить 4 млн. т угля у государственных шахт. Металлурги перевыполнили задание, выкупив 4,3 млн. т. Это был не весь коксующийся уголь, добытый госшахтами, а, как выразился Анатолий Старовойт, тот, “который мы согласовали с ними”. Речь идет о различных марках угля, реализованного металлургам в соответствии с имеющимися договоренностями.
Спрос на украинский коксующийся уголь упал несколько лет назад, когда отечественные коксовики и металлурги начали активно внедрять технологию пылеугольного вдувания при производстве чугуна. В связи с этим требования к качеству используемого кокса значительно возросли, а украинский коксующийся уголь из-за повышенного содержания серы этим требованиям не отвечал. Согласно национальным техническим условиям, содержание серы в коксе не должно превышать 1,6%. Однако в украинских коксующихся углях она составляет от 1,4% до 3%. Для снижения ее содержания приходится добавлять импортные коксующиеся угли с содержанием серы 0,5% – российские, американские, индонезийские и др. Кроме того, за последние 20 лет резко снизились и другие качественные показатели отечественного угля. Если в 1990 г. их зольность составляла порядка 30%, то к 2010 г. она увеличилась почти до 40%.
Отечественные же угольщики продолжают настаивать на полном использовании украинских углей в металлургии, ссылаясь на многолетний опыт взаимодействия отраслей. Однако изменения технологических требований и международных стандартов вынуждают металлургов жестче подходить к отбору сырья. Что и приводит к конфликту интересов между отраслями, который становится одной из причин убыточности работы государственных шахт.
В последние годы потребление коксующегося угля находится в пределах 25-27 млн. т. На украинский уголь приходится до 60%, но с каждым годом эта цифра снижается. По итогам 2013 г., скорее всего, можно будет уже говорить о соотношении 55% на 45%. Поэтому импорт просто вынужден увеличиваться.
Впервые Министерство энергетики и угольной промышленности обязало металлургов выкупить коксующийся уголь госшахт в начале 2012 г. С тех пор эта практика используется постоянно. А в середине 2013 г. к обязательному выкупу добавились еще и квоты. Это ненамного снизило убыточность угольного госсектора. На сегодня выкуп коксующихся углей идет не по себестоимости, а по рыночной цене, которая в 2013 г. составляла $150-155/т, что в полтора-два раза ниже себестоимости. Цена сырья на рынке, в свою очередь, снижается на фоне более чем скромных прогнозов мирового роста металлургии. А украинский коксующийся уголь из-за своего низкого качества стоит и того меньше.
Содержание серы в украинском угле продолжает оставаться недопустимо высоким. А добиваться извлечения серы из него технологически невыгодно: органическая сера выгорает при температуре не менее 2000 градусов, а по технологии коксования угли нагреваются всего до 1000 градусов. Соответственно, в новом году металлургам стоит быть готовыми к новым правительственным директивам, целью которых станет максимально возможная реализация отечественного коксосырья. (Forbes-Украина/Металл Украины, СНГ, мира)