Ситуация в промышленном секторе экономики Украины близка к тому, что называется термином “обвал”. По итогам января-апреля индекс выпуска промышленной продукции по сравнению с аналогичным периодом годичной давности (также не блиставшим особым позитивом) составил 94,7%. Падение наблюдается практически во всех сегментах. Причем наиболее весомое снижение произошло в тех секторах, которые до недавнего времени было принято считать базисными – как с точки зрения валютных поступлений, так и в части вклада в формирование общенационального ВВП. Речь идет о химической промышленности (минус 10,4%), металлургии (- 11,2%), машиностроении (- 18,2%). Едва ли не единственным исключением из набирающего обороты негативного тренда стала добывающая отрасль, а еще точнее – карьерная добыча полезных ископаемых, где прирост составил 1,5%.
На этом фоне достаточно тревожно прозвучало заявление министра экономического развития и торговли П. Шереметы о том, что правительство собирается отказаться от государственных капиталовложений в промышленное производство, как минимум, в ближайшие полгода. Фактически речь идет о том, что наше государство принудительно ввело для промышленности режим самовыживания. Исходя из вышеприведенной официальной статистики, остается лишь надеяться на то, что в Кабинете министров просчитали все риски такой политики, трезво взвесив имеющиеся в распоряжении ресурсы и оценив возможные социальные последствия.
На этом фоне было бы логично предположить, что режим смовыживания предполагает хотя бы оперативное решение правительством вопросов нефинансового характера, касающихся жизнедеятельности промышленного сектора экономики. Как говорится, если не помогать материально, то хотя бы поддерживать морально, что, согласимся, в условиях нарастающего кризиса уже не мало. Во всяком случае, для тех производителей, кто и до этого не претендовал на государственные капиталовложения.
И, наверное, такие примеры имеются, но внимание привлекла ситуация, складывающаяся вокруг Иршанского ГОКа и Вольногорского ГМК. Причем как раз в силу того, что ситуация, которая в последнее время складывается вокруг этих предприятий, вообще не вписывается ни в какую логику. А если быть совсем откровенным, то она более всего напоминает малопонятную “мышиную возню”, по результатам которой может значительно оскудеть и так не блещущая запасами государственная казна, а тысячи наемных работников, пока еще исправно получающих зарплату, окажутся на улице.
Однако для того, чтобы не навязывать преждевременных выводов и оценок, просто изложим суть дела. А если говорить предельно коротко, то она такова.
Иршанский ГОК и Вольногорский ГМК как целостные имущественные комплексы с 2004 г. пребывают в аренде у ЧАО “Крымский титан”. Сразу же оговоримся, что арендаторы после всем известных событий в Крыму уже перенесли свой юридический адрес в Киев. Договор аренды заканчивается в сентябре, но вопрос с пролонгацией договорных отношений завис в воздухе, что, естественно, не способствует нормальной работе предприятий.
Причем нервничают все. Арендаторы, которые не знают, к чему им готовиться: к верстке планов на новый период или к сворачиванию хозяйственной деятельности. Местная власть, которая, судя по письмам к премьер-министру, холодеет от одной мысли, что градообразующие предприятия, пусть даже и временно, могут быть остановлены. А между тем, например, Иршанский ГОК дает 90% поступлений в бюджет смт. Иршанское и 60% – в бюджет района. Наемные работники, которые в случае “процедурной заминки” окажутся за воротами в условиях, когда трудоустроиться будет практически невозможно. Что, собственно, понятно уже из самого определения “градообразующее предприятие”. Единственный, кто до сих пор сохраняет видимое спокойствие и поэтому держит паузу – это Кабинет министров.
Почему? Наверное, стоит предположить, что в высоких кабинетах просчитывают различные варианты действий. И это правильно (если действительно считают, а не пустили процесс на самотек), потому как ныне спрос с КМ за эффективность использования государственного имущества высок как никогда. Справедливости ради отметим, что выбор в отношении дальнейшей судьбы Иршанского ГОКа и Вольногорского ГМК действительно имеется.
Во-первых, можно довести до конца начатый в прошлом году, согласно соответствующему распоряжению КМУ, процесс создания публичного акционерного общества на базе этих предприятий. Однако предусмотренные этим распоряжением сроки уже нарушены.
Во-вторых, предприятия, естественно, можно перевести в государственное управление. Но для полноценного обеспечения функционирования комбинатов в статусе государственных правительство должно будет отыскать более 1 млрд. грн., из которых 900 млн. пойдет на их обеспечение основными средствами, а 155 млн. – оборотными (и это без учета компенсации прежнему арендатору за “неотъемлемые улучшения”). Представляется, что такой поворот событий выглядит совершенно невероятным. И, прежде всего, в контексте вышеупомянутой декларации министра экономики касательно обнуления государственных капиталовложений,
В-третьих, можно было бы подыскать нового арендатора. Но ему, с одной стороны, как и государству, пришлось бы нести значительные первичные расходы, кстати, как и возможным акционерам в случае с доведением до конца планов по созданию на базе комбинатов ПАО. Ведь старый арендатор изъял бы всю закупленную технику и оборудование, а то, что осталось бы – изношено в среднем на 80%, причем треть полностью. При этом риски и последствия длительной остановки предприятий сохранялись бы в полном объеме.
Именно поэтому, на всякий случай, хотелось бы напомнить государственным мужам, что лимит времени на принятие решения уже фактически исчерпан. Потому как в случае не пролонгации договора аренды предстоит достаточно длительный (до одного года) переходной период, связанный с “передачей дел”, во время которого работа Иршанского ГОКа и Вольногорского ГМК будет временно приостановлена. Со всеми вытекающими из этого факта последствиями: а) сокращением бюджетных поступлений (а арендная плата по данным предприятиям составила в 2013 г. 17% от всех бюджетных поступлений подобного рода); б) пополнением списка депрессивных территорий еще как минимум двумя населенными пунктами (это если не считать десяток сопредельных); в) ростом армии безработных (почти на 7 тыс. человек).
В свете всего вышеизложенного остается пожелать Кабинету министров, взвесив все “за” и “против”, принять самое оптимальное решение. Главное, чтобы оно при этом оказалось, прежде всего, своевременным. Потому как в данном случае известное высказывание “время – деньги” выглядит не только правомерным, но и еще отягощенным значительной социальной нагрузкой и макроэкономическими последствиями. Мы же помним о том, что сегодня только карьерная добыча полезных ископаемых хоть как-то компенсирует тотальный обвал в промышленном секторе, лишенном государственных капиталовложений. (Ugmk.Info/Металл Украины и мира)