Масштабное перепроизводство на рынке коксующегося угля обусловило глубокий спад цен, а это, как ни странно, создало стимулы для повышения спроса. Китайские заводы активно импортируют заокеанское сырье, когда оно становится дешевле местного. Они составляют серьезную конкуренцию сталелитейным компаниям Индии, где угольных месторождений практически нет. В этой ситуации индийские власти предложили Австралии заключить межправительственное соглашение о приоритетных поставках коксующегося угля.
В Китае имеются огромные резервы коксующегося угля (в отличие от железной руды, которую китайцы вынуждены импортировать из-за низкого качества собственных месторождений), поэтому объемы импорта зависят от соотношения цен местного и заокеанского сырья. Например, в начале 2011 г., когда наводнения в Австралии привели к значительному сокращению поставок, спотовые цены на коксующийся уголь превысили $300/т. Тогда китайский импорт резко уменьшился – от 7,3 млн. т в первом квартале до 4 млн. т во втором. Таким образом, квартальный спад составил 46%. Затем с мая австралийские поставки начали восстанавливаться, и международные цены двинулись вниз. В результате средняя цена составила $181/т в 2012 г. и $146 – в 2013 г. Такая резкая динамика связана с тем, что после 5% сокращения поставок в 2011 г. и их восстановления на 6% в 2012 г. в 2013 г. объем морской торговли коксующимся углем увеличился на 13% до 266 млн. т. Характерно, что 80% прошлогоднего прироста составил импорт в Китай – он увеличился на 71% до 59 млн. т. Главной причиной этого роста была сравнительно низкая цена. Тем не менее действовал и другой фактор, стимулировавший китайские закупки заокеанского угля: сокращение сухопутных поставок из Монголии. У компании, которая разрабатывает крупнейшее в этой стране месторождение коксующихся углей, возникли серьезные финансовые проблемы, и за первые 11 месяцев годовой спад ее экспорта составил 21%. В результате за этот период китайские покупатели получили только 13 млн. т монгольского угля. Этот спад породил дополнительный спрос на морской импорт, месячный объем которого достиг максимума (5,7 млн. т) в январе прошлого года. Хотя позднее произошло некоторое восстановление монгольских поставок, закупки австралийского угля остались на высоком уровне – около 2,5 млн. т в месяц.
Отчасти приверженность китайцев австралийскому углю была связана и с большей доступностью этих поставок – угольные компании интенсивно увеличивали добычу в стремлении наверстать потери, обусловленные наводнениями и забастовками в 2011-2012 гг. В результате 74% прироста китайского морского импорта было обеспечено именно австралийским углем: за первые 11 месяцев китайские заводы закупили 26,8 млн. т (годовой прирост – 144%). Поэтому доля этих поставок в китайском импорте увеличилась от 40% в 2012 г. до 50% в 2013 г. Разумеется, росли поставки и из других источников. Например, канадский экспорт в прошедшем году оказался втрое больше, чем в 2011 г. Поскольку цена коксующегося угля – главный фактор в формировании тенденций мирового рынка в целом и китайского в частности, перспективы на 2014 г. остро зависят от объемов австралийских поставок. Ожидается, что если в первом перебои в этих поставках не выйдут за рамки обычных, годовой прирост австралийского экспорта составит 6%, а китайского импорта – 11%, и Китай обеспечит закупку половины дополнительного объема морских поставок.
За развитием событий на рынке коксующегося угля в Индии наблюдают с особым вниманием. Национальные резервы коксующегося угля высоких категорий составляют всего 5 млрд. т (16% всех резервов этого сырья). Основная часть местного коксующегося угля используется в энергетических проектах, поскольку в стране нет технологий отмывки угля с высокой зольностью. Сталелитейные компании остро зависят от импорта этого сырья. В 2013 г. Индия увеличила этот импорт на 12,5% до 39,8 млн. т. Правда, в первом полугодии он сократился на 11,5%, поскольку крупнейший производитель страны, SAIL, остановил многие из своих коксовых печей на реконструкцию и модернизацию, зато во втором прирост составил 18,1%. При этом страна быстро увеличивает объемы производства, соответственно, растет и потребление сырья.
А теперь, по словам министра сталелитейной промышленности Бени Прасада Вермы, ожидается ускоренное расширение индийских мощностей, и потребность в коксующемся угле будет быстро увеличиваться. По оценкам Вермы, от нынешних 35-40 млн. т импорт вырастет до 125 млн. т. Несмотря на все бюрократические преграды, возникающие на пути новых проектов, такой сценарий был вполне предсказуемым. Поэтому индийские производители уже давно стараются обзавестись угольными активами за рубежом. Четыре года назад несколько государственных компаний создали для этих целей консорциум International Coal Ventures (ICVL). Официального статуса у ICVL нет, но его правление уполномочено делать инвестиции в суммах до 15 млрд. рупий, а более крупные суммы должны утверждаться вышестоящими органами. В 2009 г. членами ICVL были SAIL, NTPC, CIL, RINL и NMDC. Однако позднее NTPC вышла из консорциума, поскольку эту компанию интересуют залежи энергетического угля, тогда как остальные охотятся за углем металлургическим.
Правда, несмотря на многочисленные попытки, консорциум пока не заключил ни одной сделки. С одной стороны, как порождению государственных структур этому объединению недостает мобильности. Перед ним просто поставили задачу: к 2019-2020 гг. обзавестись месторождениями с запасами коксующегося угля не менее 500 млн. т. Однако, с другой, не исключено, что эта задача будет решена. Из-за отсутствия сделок ICVL часто критикуют, но его председатель правления Верма не согласен с оппонентами. Он говорит, что сделки будут заключены в правильное время. И действительно, сейчас во время спада угольные активы можно приобрести сравнительно дешево. Индийские СМИ утверждают, что ICVL уже приближается к первой такой покупке: консорциум завершает переговоры о приобретении неразработанного месторождения в Польше с резервами коксующегося угля около 500 млн. т. Однако затраты на эту покупку могут составить около $560 млн., поскольку обычно 1 млн. т резервов стоит $1 млн. Вероятно, такими средствами ICVL не располагает. Поэтому консорциум пытается найти партнера среди производителей стали.
Параллельно ICVL проводит комплексное обследование еще двух активов. Один из них – пакет акций в Riversdale Mining, компании в Мозамбике (четыре угольных разреза, резервы – 1,7 млрд. т), от которого мечтает избавиться Rio Tinto. В принципе, ICVL пытался составить конкуренцию Rio еще в 2011 г., когда группа выкупала доли в Riversdale у Tata Steel (24%) и бразильской CSN (19,35). Консорциум даже нанял Citigroup для оценки потенциала своего предложения. Однако в то время ICVL так и не включился в борьбу, и актив достался Rio Tinto за $4 млрд. Правда, позднее Rio пришлось списать $3,3 млрд. со стоимости этого проекта, а сейчас группа стремится продать этот холдинг. Кроме того, крупнейший частный производитель коксующегося угля в США Southern Coal Corporation предлагает ICVL акционерное участие в трех действующих предприятиях. Стороны заключили договор о конфиденциальности, и ICVL уже начал проводить комплексную оценку активов.
А теперь к поиску коксующегося угля для отрасли подключилось и правительство. Индийская делегация во главе с министром Бени Прасадом Вермой посетила Австралию и Новую Зеландию. Цель – упрочение связей в горнорудной и угольной сферах. Верма встретился с Эндрю Криппсом, министром месторождений и природных ресурсов Квинсленда – штата, поставляющего индийской сталелитейной отрасли основную часть коксующегося угля. В официальном сообщении об итогах встречи говорится о перспективах совместных инвестиций Индии и правительства Квинсленда в разработку угольных месторождений. Кроме того, Верма заявил, что горнорудные и сталелитейные компании Индии могли бы сотрудничать с австралийскими фирмами в сфере создания технологий, способствующих устойчивому развитию добывающей промышленности. А на встрече с вице-премьером Джеффом Синеем он предложил различные меры по укреплению билатеральных связей в горнорудной сфере и увеличении поставок угля в Индию в ближайшие годы. Кроме того, Верма сообщил, что ожидается увеличение индийских сталелитейных мощностей от нынешних 80 млн. т в год до 300 млн. т. Он предложил изучить возможности подписания долгосрочного межправительственного соглашения по экспорту коксующегося угля. Эти вопросы Верма поднимал и на встречах с другими австралийскими чиновниками – перспективы сотрудничества и партнерств в сферах добычи и торговли углем обсуждались с министром иностранных дел Джулией Бишоп, министром промышленности и ресурсов Йаном МакФарланом и другими официальными лицами. Похоже, индийский министр сумел убедить австралийцев в огромном потенциале индийского рынка и увлечь их возможностями радикального увеличения экспорта коксующегося угля. В итоге МакФарлан заявил, что правительство Австралии изучит возможности экспорта этого сырья в Индию на приоритетной основе. Если такое решение будет принято, индийские потребители будут иметь защиту от конкуренции со стороны китайских покупателей. (МинПром/Металл Украины, СНГ, мира)