12-19 октября мировой рынок черных металлов, можно сказать, находился между спадом и стабилизацией. С одной стороны, котировки на ряд видов стальной продукции, по-видимому, достигли “дна” и прекратили дешеветь. В первую очередь, это относится к китайскому прокату, отреагировавшему на некоторое оживление внутреннего рынка и увеличение стоимости железной руды. Однако, с другой стороны, обстановка на глобальном рынке по-прежнему остается неблагоприятной для поставщиков, что обусловлено негативными процессами в мировой экономике и избытком предложения стальной продукции.
Середина октября, в частности, ознаменовалась падением цен на нефть до самого низкого уровня с 2010 г. Котировки на североморский сорт “брент”, считающийся всеобщим международным ориентиром, опустились ниже отметки $85/баррель и почти сравнялись с биржевыми ценами на американскую нефть WTI. При этом настроения большинства экспертов не отличаются оптимизмом. По их мнению, падение спроса на нефть в Европе, стагнация в США и в Китае на фоне продолжающегося роста объемов добычи будут еще долго удерживать нефтяные котировки на относительно низком уровне – в пределах $75-90/баррель. Это приведет, в частности, к сокращению государственных инвестиций в нефтедобывающих странах и уменьшению спроса на прокат в России и государствах Ближнего Востока.
Впрочем, низкие цены на нефть и металл являются лишь симптомами глобального экономического неблагополучия. Продолжает ухудшаться ситуация в европейской промышленности, в связи с чем в деловых кругах таких стран как Германия и Италия нарастает движение в пользу отмены санкций, введенных Евросоюзом с подачи США против России. Американская экономика, во втором квартале демонстрировавшая рекордные, по меньшей мере, с 2007 г. темпы роста, к осени затормозилась. Производство стали в стране, летом достигшее максимального значения за три года (в среднем за день), опустилось к началу октября до наименьшего уровня с весны. Наконец, Китай продолжает болезненную перестройку экономики, ранее сориентированной, преимущественно, на постоянный рост экспорта, ища новую опору во внутреннем спросе. Однако пока что такая политика приводит к сокращению инвестиций в промышленное и жилое строительство и сужению объемов потребления проката.
Тем не менее, в середине октября некоторая активизация внутреннего спроса позволила китайским компаниям чуть приподнять внутренние цены на стальную продукцию, а железная руда впервые за три последних недели превысила отметку $80/т, CFR (австралийское сырье с 62% железа). На внешнем рынке это сказалось, прежде всего, на стоимости китайского длинномерного проката, наконец, стабилизировавшейся после двух с лишним месяцев непрерывного падения. Это, в частности, позволило российским и украинским экспортерам заготовок, опустившим свои котировки почти до китайского уровня, потеснить дальневосточных конкурентов на рынках Турции и Египта.
В то же время, китайский плоский прокат продолжил медленный спад. При этом низкие цены дали китайским компаниям возможность укрепить свои позиции в Персидском заливе, Турции и на юге Европы. В результате поставщикам из других стран приходится продолжать аналогичную политику. Были вынуждены опустить экспортные котировки на горячий прокат металлурги из Индии и СНГ, подешевела эта продукция и на турецком внутреннем рынке.
Российский рынок стали в середине октября оказался под влиянием противоречивых тенденций. С одной стороны, спрос на прокат в стране начал падать после летнего пика. Отчасти данная тенденция имеет сезонный характер – прежде всего, в строительной отрасли, однако в последнее время наблюдается нарастание негативных процессов в машиностроении. Очевидно, здесь сказалось влияние санкций, затруднивших российским промышленникам доступ к финансированию из-за рубежа, а также сыграло свою роль падение инвестиционной и потребительской активности в целом в силу неблагоприятных ожиданий политического характера.
С другой стороны, дешевел в России, прежде всего, металлолом, что было, скорее, выгодно металлургам, наконец, начавшим процесс сокращения затрат на это сырье. Кроме того, определенная слабость заметна в секторах продукции с высокой добавленной стоимостью – оцинкованной стали и листа с полимерным покрытием. Цены на арматуру и непокрытый плоский прокат оставались стабильными. Более того, металлурги ставят вопрос о поднятии рублевых котировок в целях компенсации рекордного снижения курса рубля по отношению к доллару.
С начала года российская валюта подешевела уже более чем на 20%, что оказывает резко негативное влияние на отечественный потребительский рынок, но в целом выгодно для сталелитейных компаний. В частности, слабый рубль способствовал примерно 25%-ному уменьшению российского импорта стали по итогам восьми месяцев. Правда, не меньшую роль сыграл в этом и украинский кризис. В январе-августе поставки украинской стальной продукции в Россию упали на 37% по сравнению с аналогичным периодом годичной давности, причем, арматуры – более, чем вдвое.
Украинские компании продолжили медленное восстановление предприятий отрасли на Донбассе. 10 октября возобновил выплавку чугуна на одной из доменных печей завод “Донецксталь”, а в ближайшее время ожидается пуск Енакиевского метзавода и его филиала в Макеевке, которые простаивали с середины августа. Впрочем, загрузка мощностей этих предприятий в обозримом будущем останется минимальной вследствие сохраняющихся проблем с поставками сырья (особенно, коксующегося угля на донбасские коксохимы) и отгрузкой готовой продукции.
В мировой металлургии в целом продолжается реорганизация, ускоренная кризисом. Низкие цены на стальную продукцию, очевидно, представляют собой долгосрочную тенденцию, так что на первый план выходят вопросы оптимизации активов и сокращения затрат. Индийская компания Tata Steel сообщила о намерении продать все свои европейские предприятия по выпуску длинномерного проката, чтобы сосредоточиться на производстве листовой стали в Великобритании и Нидерландах. А другой индийский производитель JSW Steel, наоборот, проявляет интерес к итальянским металлургическим комбинатам Lucchini и Ilva.
В целом европейская металлургическая промышленность выглядит сейчас наиболее проблемной. Региональные производители стали постоянно жалуются на высокие затраты, которые в ближайшем будущем могут еще увеличиться вследствие дальнейшего ужесточения экологических требований, особенно, в части эмиссии углекислого газа, и конкуренцию со стороны внешних поставщиков. Не удивительно, что именно в европейской сталелитейной отрасли в последние месяцы происходило больше всего продаж металлургических активов.
Котировки на плоский прокат в Европе пока сохраняют стабильность несмотря на периодические попытки поставщиков добиться их повышения, а вот на региональном рынке длинномерного проката наметилось новое понижение вследствие удешевления металлолома. В то же время, рост цен на стальную продукцию пока что еще нигде не стоит на повестке дня. Приоритетной задачей для глобального рынка стали все еще остается достижение стабильности, пусть даже на низком ценовом уровне. (Металлоснабжение и сбыт/Металл Украины и мира)