В последнее время российские новостные ленты пестрят сообщениями о положении дел в группе компаний “Мечел”. Как на этом не слишком комфортном фоне чувствует себя Челябинский металлургический комбинат, входящий в группу “Мечел”? Об этом рассказал управляющий директор ОАО “ЧМК” Рашид Нугуманов.
– Рашид Фасхиевич, финансовые проблемы “Мечела” породили массу слухов, в том числе и о возможном банкротстве ЧМК. Что сегодня происходит на комбинате?
– Действительно, в последнее время вокруг “Мечела” создается негативный новостной фон, который невольно затрагивает и ЧМК. Поясню, что я подразумеваю. Брэнд “Мечел” пошел из Челябинска, так раньше назывался Челябинский металлургический комбинат. Поэтому информацию о текущих финансовых проблемах компании чаще всего ассоциируют с нашим предприятием. В целом эти трудности не отражаются на динамике нашего развития, ОАО “ЧМК” работает ритмично, успешно. Достаточно сказать, что по итогам девяти месяцев комбинат работает в пределах плановых показателей. Производственная программа выполняется по всему металлургическому циклу: и по чугуну, и по стали, и по прокату, и по отгрузке. Думаю, что так будет продолжаться и дальше. Что касается информации о текущих проблемах компании, то она достаточно открыта. Ситуация связана с конъюнктурой на рынках и тем, что эта конъюнктура совпала с началом крупных выплат по погашению долгов. В настоящее время руководство “Мечела” занимается решением проблемы реструктуризации долга.
– Что является основанием для столь оптимистичных прогнозов?
– Группа “Мечел” – структура вертикально интегрированная. Именно такое построение компании – от добычи угля до выпуска продукции высокого передела – позволяет ей чувствовать себя в нынешней ситуации довольно уверенно, обеспечивать внутреннюю устойчивость работы. Тому подтверждение – в условиях сложного финансового положения все предприятия “Мечела”, с точки зрения взаимодействия внутри производственной цепочки, работают стабильно. Если говорить конкретно о нашем предприятии, то по операционной прибыли мы в этом году работаем даже лучше, чем в предыдущие пять лет. По сравнению с прошлым годом ЧМК снизил убыток в 8 раз.
– Но согласитесь, Рашид Фасхиевич, информационный негатив воздействует не только на партнеров по бизнесу, но и на работников предприятия. Нет ли беспокойства в трудовом коллективе ЧМК?
– В прессе в последнее время часто звучит слово “банкротство”. Конечно, это тревожит людей. Но о каком банкротстве можно говорить, если сегодня ЧМК демонстрирует стабильную работу? Большинство наших сотрудников понимают, что с учетом реализованных инвестиционных проектов последних 10 лет комбинат будет работать устойчиво. Не зря же мы столько сил и средств вкладывали в модернизацию производства, в строительство уникальных объектов, таких как универсальный рельсобалочный стан. На сегодняшний день даже с учетом ситуации с реструктуризацией долга группы “Мечел” коллективу комбината нечего опасаться. Несмотря на сложную конъюнктуру рынка и проблемы в экономике, у Челябинского металлургического комбината есть значительный потенциал и перспективы роста. И даже в случае неполной загрузки мощностей комбината, нами будет сделано все возможное для сохранения нашего высококвалифицированного коллектива.
– То есть, вы утверждаете, что о массовых сокращениях на ЧМК речь не идет?
– Мы не планируем никаких массовых сокращений, потому что, повторюсь, работаем в соответствии со своей производственной программой, зарплата на предприятии выплачивается регулярно. Для сокращений просто нет никаких оснований. Если же говорить об оптимизации, то она проходит там, где производство становится неэффективным. Но люди при этом не оказываются на улице, они просто переводятся в другие, более современные, цехи. Так было, например, когда мы пустили наш рельсобалочный стан, ввод в эксплуатацию которого позволил создать более полутора тысяч рабочих мест. Мы вводим новые мощности – и рабочих мест на предприятии становится больше. Оптимизация чаще всего касается морально устаревших производств и тех рабочих мест, которые никто не хочет занимать. Например, очистка вагонов – желающих заниматься этой работой всегда было немного. Мы сократили эти рабочие места, людей перевели на другие участки. А очисткой вагонов теперь занимается аутсорсинговая компания и занимается успешно. При этом у комбината исчезла традиционная “головная боль”. Мы за такую оптимизацию, при которой выигрывают все.
– Вы упомянули Универсальный рельсобалочный стан (УРБС). Проект во всех отношениях уникальный, недаром же он был назван в 2013 г. главным событием в российской металлургии. Его лично открывал премьер-министр России. Но стан работает уже более года и, наверное, можно подвести предварительные итоги. Укрепились ли вы за это время во мнении, что данный дорогостоящий и масштабный проект был своевременным и нужным?
– Без всякого сомнения. Проект действительно гигантский, его даже порой называют “проектом века”. Проект без всякого преувеличения приоритетный для всей российской экономики. Мне крупно повезло, что довелось быть причастным к его реализации. Еще студентом я принял участие в строительстве Саяно-Шушенской ГЭС, а затем – Норильского горно-металлургического комбината. Это были гигантские комсомольско-молодежные стройки. Реализация проекта УРБС вполне сопоставима по своему масштабу с теми советскими мегапроектами.
– Когда он заработает на полную мощность?
– Такие сложные объекты не сразу выходят на проектную мощность. Но уже сегодня в работе нового стана достигнуты определенные успехи. Мы освоили производство 16 профилей фасонного проката и двух типов рельсов – Р-50 и Р-65. По некоторым видам балок мы уже заняли в России ту нишу, которую первоначально планировали. От потребителей новой продукции получены самые положительные оценки, они подтверждают ее высокое качество. В наших дальнейших планах – увеличение ассортимента производимого металлопроката до 50 профилеразмеров.
– А если говорить о выпускаемых на комбинате рельсах?
– У наших рельсов – уникальная технология закалки в органическом растворе полимера. Такой технологии в России больше ни у кого нет, она позволяет значительно увеличить долговечность рельса, его износостойкость. Сейчас подготовлена сертификационная партия, наши рельсы уже уложены в кольцо на полигоне Российских железных дорог, где проходят испытания в реальных условиях. По ним будет ездить состав с 80 гружеными вагонами. Этому этапу предшествовали лабораторные тесты, которые подтвердили не просто соответствие наших рельсов требованиям РЖД, но и то, что по некоторым показателям они превосходят лучшие мировые образцы. Наши рельсы сравнивали с производимыми различными предприятиями – конкурентами комбината, то есть с продукцией из Новокузнецка, Японии, Австрии и США. По ряду свойств, а именно по прочности, трещиностойкости, пределу выносливости, уровню остаточных напряжений наши рельсы были признаны лучшими, при этом, не уступив ни по каким прочим параметрам. Все это вселяет в нас уверенность, что контракты, предусматривающие поставки РЖД до 400 тыс. т наших рельсов в год, будут реализованы. Тем более на нашей площадке подходит к завершению строительство рельсосварочного предприятия, которое будет наши 100-метровые рельсы сваривать в 800-метровые плети.
– Сегодня редкая информационная программа обходит стороной тему западных санкций. Коснулись ли они ЧМК? Участвует ли предприятие в программах импортозамещения?
– Начну с того, что наше предприятие ориентировано, в основном, на внутренний рынок. Оставаясь в нише производства качественного проката для машиностроения, в Европу мы поставляем примерно один процент своей продукции. Санкции в этом плане нас никак не коснулись. Наши крупные партнеры, такие как итальянская компания “Даниели”, продолжают тесное сотрудничество с ЧМК, сегодня мы на рельсобалочном стане продолжаем осваивать производство новых профилей. Что будет дальше, трудно предсказать, но, думаю, со временем все войдет в нормальное русло. А если говорить об импортозамещении, то реализация проекта универсального стана Челябинского металлургического комбината была запланирована для того, чтобы у Российских железных дорог исчезла необходимость закупать рельсы за рубежом, для обеспечения их потребности в перспективных видах рельсов. Также новый стан ориентирован на выпуск некоторых видов фасонного проката, которые сегодня не производятся в России. Например, мы уже освоили производство балки, которая раньше ввозилась к нам из Польши.
– Металлургия – это та отрасль, которая часто сопровождается дополнительной нагрузкой на окружающую среду. Какое место на ЧМК отводится природоохранным технологиям?
– Экологическим вопросам мы традиционно уделяем много внимания. Любое наше новое строительство обязательно содержит в себе “экологическую составляющую”. Все установки ковш-печь, которые мы строили, обязательно снабжались газоочисткой. Блюминг уступает место универсальному стану, нагревательная печь которого оснащена самыми современными средствами очистки отходящих газов. Системы водоснабжения наших производственных объектов – замкнутые – вода очищается и возвращается в производственный цикл, поэтому нет необходимости ее куда-то сбрасывать. Давайте вспомним старую аглофабрику ЧМК – она была основным “поставщиком” пыли в структуре выбросов комбината в атмосферу Челябинска. Акционеры предприятия приняли решение о строительстве нового аглопроизводства. Кстати, за последние 30 лет это единственная новая аглофабрика, построенная на территории бывшего СССР. И город сразу почувствовал это, потому что удельные выбросы пыли аглопроизводства сократились в 16 раз. Конечно, последуют и дальнейшие шаги. В частности, экологическая составляющая заложена и в проекты реконструкции наших доменных печей. ЧМК идет по пути совершенствования своих технологий, по пути повышения экологической безопасности производства. Мы в полной мере понимаем свою ответственность, потому что сами здесь живем, сами этим воздухом дышим. Знаете, сколько деревьев на территории нашего комбината? Триста тысяч! И каждый год мы высаживаем новые.
– Существующее положение дел на комбинате внушает оптимизм. Есть ли у предприятия новые амбициозные планы?
– Пустив наш самый масштабный проект последнего времени – “рельсобалку”, мы на этом останавливаться не собираемся. У нас впереди – замена еще одного конвертера. Таким образом, мы закончим реконструкцию конвертерного цеха. В наших планах – строительство еще одной машины непрерывного литья заготовок, что позволит увеличить объемы производства конвертерного цеха с 3,7 до 4,5 млн. т. Намечены и другие проекты. Одним словом, стоять на месте не собираемся, потому что движение – это жизнь.
Челябинский металлургический комбинат занимает 6-е место среди предприятий черной металлургии России по объему производства металлопроката и является крупнейшим производителем нержавеющей стали в стране. Первая сталь ЧМК была выплавлена 19 апреля 1943 г. во время Великой Отечественной войны. Комбинат был построен для обеспечения нужд обороны страны, участвовал в создании военно-промышленного комплекса СССР и в выполнении космических программ. ЧМК также был основным производителем металла для наукоемкого сектора экономики. Челябинский металлургический комбинат – предприятие, обеспечивающее рабочими местами более 16000 человек.
В настоящее время предприятие выпускает широкий сортамент продукции металлургического производства: чугун, полуфабрикаты стальные для дальнейшего передела, сортовой и листовой металлопрокат из углеродистых, конструкционных, инструментальных и коррозионно-стойких марок стали, фасонный и рельсовый прокат. Крупнейшими потребителями продукции комбината являются трубопрокатные, автомобильные, машиностроительные, метизные заводы, предприятия аэрокосмической и строительной отрасли.
За последние десять лет на ЧМК проведена большая работа по реконструкции производственных мощностей. В 2003 г. предприятие вошло в состав ОАО “Мечел”. Был принят комплексный план технического перевооружения комбината, затраты на реализацию которого составили более 70 млрд. руб. (Урал-пресс-информ/Металлоснабжение и сбыт/Металл Украины и мира)