Недавнее решение Министерства торговли США об одностороннем разрыве соглашения с российскими металлургами о добровольном ограничении экспорта горячекатаных рулонов из России в обмен на неустановление антидемпинговых пошлин на эту продукцию воспринимается, в первую очередь, как политическое. Однако в нем есть и существенная экономическая составляющая. Американские металлургические компании, традиционно требующие от государства защиту от конкуренции из-за рубежа, в этом году все чаще запрашивают об этой поддержке. Это объясняется тем, что национальный рынок стали прошел пик роста и теперь пошел на спад.
Потребление стальной продукции в США достигло максимума весной и летом, когда национальная экономика демонстрировала максимальные за последние несколько лет темпы роста (во втором квартале американский ВВП увеличился на 4,6% – беспрецедентно высокий показатель для западной страны). Ведущую роль в этом играли такие отрасли как автомобилестроение, нефтегазодобывающая промышленность и строительство. В конце лета объем продаж автомобилей в США достиг наивысшего уровня с 2006 г. Добыча нефти увеличивается более чем на 12% в год, создавая спрос на трубы, бурильное оборудование, а также нефтеналивные баржи и железнодорожные цистерны для ее перевозки. Наконец, американская строительная отрасль, долгое время находившаяся в депрессии, в этом году, наконец, показывает стабильные темпы роста.
Цены на плоский прокат в США после спада в конце зимы подскочили вверх в течение второго квартала, а затем вышли на второй пик в августе. Оба раза стоимость горячекатаных рулонов на внутреннем рынке превышала отметку $750/т, EXW. Котировки на длинномерную продукцию были более стабильными, то в течение года арматура и низкоуглеродистая катанка практически не опускались ниже $700/т, EXW. Учитывая, что в это время на мировом рынке стали продолжался кризис, американские котировки в течение всего года превышали мировые на $100-200/т, что делало американский рынок очень привлекательным для поставщиков из других стран.
Хотя доступ на американский рынок проката закрыт для многих компаний вследствие антидемпинговых пошлин, введенных еще в конце 90-х – начале 2000-х и с тех пор не отмененных, а также в связи с длительностью и высокой стоимостью доставки, в этом году объемы продаж стальной продукции в США резко возросли. По данным американской таможенной службы, за восемь месяцев в США поступило из-за рубежа 26,0 млн. т стали, что на 35,7% больше, чем в тот же период прошлого года. Причем, североамериканские соседи из блока НАФТА увеличили поставки только на 9% до немногим менее 5,9 млн. т. Если брать по видам продукции, то больше всего расширился импорт листовой стали. Рост закупок горячекатаных рулонов по данным за январь-июль составил около 640 тыс. т, холодного проката – 580 тыс. т, оцинкованной стали – более 600 тыс. т, толстолистовой – 760 тыс. т. Кроме того, более чем на 415 тыс. т увеличились закупки катанки, в первую очередь, из Китая.
При этом американская экономика летом явно прошла через высшую точку подъема, а перспективы на конец 2014 г. и на 2015 г. выглядят неутешительными. В августе заказы на “инвестиционные товары” – стройматериалы и промышленное оборудование – оказались только на 0,1% больше, чем за тот же период прошлого года. Резко упала активность в строительной отрасли. Спрос на сталь и другие индустриальные металлы уменьшился на 1,3%.
Очевидно, дело заключается в том, что рост в первой половине года обуславливался такими факторами как относительно низкий курс доллара, благоприятствующий американскому экспорту, минимальные кредитные ставки и либеральная денежная политика. В начале года Федеральная резервная система США в рамках так называемой программы количественного смягчения ежемесячно скупала гособлигации и “мусорные” ценные бумаги из портфелей американских банков на $85 млрд.
Сейчас все эти факторы перестают действовать. В октябре ФРС приобретет ценные бумаги только на $15 млрд., а на заседании 29 октября будет решаться вопрос о возможном прекращении этой программы. В 2015 г. ожидается повышение процентных ставок. Это означает, что условия кредитования для американских компаний ухудшатся. Курс доллара в последние месяцы подскочил к большинству основных валют, что снизило конкурентоспособность американских товаров на внешнем рынке. К тому же, в будущем году государственные расходы в США планируется сократить в рамках борьбы с бюджетным дефицитом, размер которого приближается к $1 трлн. в год. Это тоже должно оказать негативное воздействие на национальный рынок проката.
Не удивительно, что World Steel Association считает, что рост видимого потребления стали в США замедлится от 6,7% в текущем году до 1,9% в 2015 г. Цены на плоский прокат в США к концу октября понизились уже примерно на $40/т по сравнению с августовским пиком и, очевидно, продолжат спад в ноябре. Судя по всему, подешевеет и длинномерная продукция, на которую оказывает неблагоприятное влияние спад на рынке металлолома. Впрочем, цены в США по-прежнему остаются намного выше мирового уровня.
Американские металлурги защищают свои позиции на внутреннем рынке привычным способом – с помощью государства. В этом году, в частности, уже были введены запретительно высокие антидемпинговые и компенсационные пошлины на импорт китайской катанки, корейских труб и мексиканской арматуры. Избежать тяжелых последствий возбужденного антидемпингового расследования удалось только турецким производителям арматуры, для которых размер пошлин составил всего 1,25%. После введения фактического запрета на импорт российских горячекатаных рулонов, поставки которых в США в этом году, действительно, увеличились более чем в 10 раз по сравнению с прошлым годом и достигли 555 тыс. т за восемь месяцев (немногим менее четверти всего американского импорта данной продукции), под угрозой сейчас находятся, по данным наблюдателей, китайские холоднокатаные рулоны и оцинкованная сталь, а также корейская толстолистовая сталь.
Тем не менее, импорт стальной продукции в США остается высоким. На место изгнанных с него производителей приходят новые. Например, в последние месяцы поставки арматуры в США, помимо традиционных поставщиков из Турции, Испании и Японии, начали компании из Кореи и Португалии, на очереди Тайвань. Китайская катанка эффективно заменяется турецкой. Точно так же вместо российских горячекатаных рулонов, очевидно, в больших количествах начнет поступать в США аналогичная турецкая продукция.
За счет этого российские производители получают возможность частично возместить потери, нанесенные американским Министерством торговли, которые на самом деле весьма велики. В январе-августе на США пришлось почти 10% национального экспорта горячего проката. Расширение поставок этой продукции из Турции в США дает российским поставщикам шанс, в свою очередь, нарастить продажи в саму Турцию или в страны Южной Европы и Балкан, куда ранее обычно экспортировалась турецкая листовая сталь. (Металлоснабжение и сбыт/ Металл Украины и мира)