В первом квартале вся российская металлургия не выглядела успешной отраслью. Согласно Росстату промышленное производство снизилось за три месяца года на 0,4% (на год), при этом все металлургическое производство упало на 1,4%. Однако статистика внутри большой группы, касающейся производства промышленных и драгоценных металлов, была очень неоднородной. Данные по черной металлургии говорят скорее о росте физических объемов выпуска, а не о рецессии. Да и общие данные по всей экономике первого квартала показали гораздо меньшую глубину падения, чем опасались в самом начале года. Производство стали в первом квартале выросло на 3.5%, проката черных металлов – на 4.3%, а стальных труб – на 18.1%. Как следует из анализа опубликованных материалов, кризисные трудности касаются в большей степени рынка цветных металлов, чем черных. По информации Росстата индекс цветной металлургии снизился в первом квартале на 8%. Падение сильно обозначилось по таким позициям как алюминиевая проволока, медные профили и медная проволока, платина и т. п.
Однако производственная статистика маскирует снижение внутреннего российского спроса и на черные металлы. По майским оценкам Северстали, внутренний спрос снизился в 2015 г. на 6-7%. Большую часть трудностей черные металлурги решают за счет наращивания внешних поставок. Стальной экспорт по таможенной группе черные металлы (без стальных труб) вырос в первом квартале на 13% (на 0,83 млн. т), импорт (в первую очередь, из Украины и Китая) снизился на 36,1% (на 0,38 млн. т). В совокупности это дает потенциальный прирост российского производства в 1,21 млн. т. Это данные таможенной статистики. С другой стороны, Росстат сообщил о росте выпуска проката “только” на 0,9 млн. т в первом квартале. Другими словами, эффект снижения металлопотребления в машиностроении и строительстве с начала года удалось “скрыть” за счет девальвации рубля и кризиса в Украине. Отгрузки автолиста ММК автомобилистам оценивается за первые три месяца даже с ростом (+10-15%) при общем снижении производства легковых автомобилей в России на –19,7%. Падение спроса строительной отрасли выдает снижение производства сортового проката на скромных (-0,3%).
Рынок на рубеже 2014-2015 гг. ожидал, что девальвация рубля поможет металлургам нарастить объемы экспорта даже в условиях внутреннего кризиса. Акции металлургов пользовались активным спросом. Действительно, за первый квартал «Северсталь» показала прирост выпуска стали на 9% (г/г), НЛМК в России – на +1% (НЛМК Индиана в США был остановлен на ремонтные работы), ММК +1,3%. В то же время продажи металлопродукции ММК выросли на 0,9% (г/г), «Северстали» – на 4%, НЛМК (Россия) – 1,6%. Отставание темпов продаж от темпа производства ММК и «Северстали» связано частично с работой на склад с целью пополнения запасов после активного спроса в 4-м квартале. Продажи металлопродукции на внешних рынках выросли у НЛМК на 13%, экспорт в дальнее зарубежье (без Казахстана) Магнитогорский комбинат нарастил на 9%. В начале года Казахстан был завален российской металлопродукцией, но точных оценок из-за особенностей учета в Таможенном союзе нет. Экспорт дивизиона «Российская сталь» «Северстали» в физическом измерении упал за год на 0,9%. Необходимо учитывать, что во 2-4 кварталах 2014 г. дивизион ориентировался в основном на российский рынок, который обеспечивал неплохие премии к мировым долларовым ценам. Быстрая девальвация рубля застала «Северсталь» в известном смысле “врасплох”. Потребовалось время для заключения новых контрактов. Так или иначе, если в 4 квартале 2014г. «Российская сталь» экспортировала 29% своей продукции, то в 1 квартале 2015 г. она довела эту долю до 38%. Доля внешних поставок НЛМК возросла с 59% до 64%. Доля экспорта ММК возросла с 15,8% до 22,7%.
Параллельно за внешние рынки боролись цветные металлурги. Российский экспорт необработанного алюминия возрос в первом квартале на 56.6% (за год) и на 15,8% к 4-му кварталу. За тот же первый квартал Росстат сообщил о том, что производство первичного алюминия выросло всего на 1% (за год), а сплавов Al на 7%. Крупнейший производитель, «Русал» сообщил о росте производства алюминия на 1.9%. При общей реализации в первом квартале продукции необработанного алюминия «Русалом» 935 тыс. т, весь российский экспорт составил 911,3 тыс. т.
В начале года российские металлурги стремились достичь паритета внутренних цен с экспортными. Это “естественное” стремление натолкнулось на активное сопротивление потребителей металлов – трубников и автомобилистов, которые пожаловались на своих поставщиков в регулирующие органы. В конфликтный вопрос о повышении цен на металлы пришлось вмешаться Минпромторгу. Нельзя сказать, что здесь победила дружба, в спор вмешались законы рынка. В январе-феврале годовые темпы роста китайского экспорта поднялись +56,4%. Неудивительно, что мировые цены на прокат пошли довольно резко вниз. Экспортные цены в долларах на горячекатанную сталь в марте снизились к декабрю на 15,3%, а на холоднокатаную – на 5,6%. С другой стороны, весной началось укрепление рубля, так что цены, пересчитанные в долларах на внутреннем рынке, поднялись в результате ревальвации. Горячекатаный прокат торговался в мае в России с премией $100 (на 1 т) к внешнему рынку. С помощью “невидимой руки” российский рынок возвратил свою привлекательность для сталеваров. Рублевые цены в апреле прекратили рост и было зафиксировано их снижение.
На мировом рынке на цены проката до конца апреля давили опасения замедления китайской экономики. В марте китайский экспорт стальной продукции снизился с 7,81 млн. т (в феврале) до 7,7 млн. т, однако экспорт плоского проката из КНР вырос с 3,3 млн. т до 3,846 млн. т, так что давление предложения на мировом рынке сохранялось. В апреле из КНР было экспортировано уже 8,54 млн. т металлопроката. В конце апреля металлургам в США удалось поднять цены, но на других рынках ситуация была не столь благоприятна. Экономический рост в Европе вял, и, естественно, на всех влияет замедление темпов роста в КНР. В 1 квартале видимое потребление углеродистой стали в Китае сократилось на 6,2% до 177 млн. т, а производство ее снизилось за тот же период лишь на 1,7%. В апреле производство стали вопреки “всем смертям” подросло по отношению к марту. С начала года в экспертном сообществе ходят слухи о том, что Китай намерен ликвидировать с помощью экологического регулирования 80 млн. т устаревших сталеплавильных мощностей в 2015 г. Этот слух подтверждается недавним закрытием метзаводов в Линьи (мощность 7-8 млн. т). Но уже в мае министр торговли КНР заявил, что для достижении нормального уровня загрузки в ближайшие 2-3 года следует закрыть мощностей на 50 млн. т. Также министр сообщил, что экспорт китайской стали в первом квартале удалось снизить к 4-му кварталу на 9,3% за счет ликвидации налоговых лазеек при экспорте стали легированной бором (сплавы с бором насчитывали до трети экспорта в 2014 г.). Какими бы ни были меры китайского регулятора, в январе-апреле 2015 г. стальной экспорт КНР вырос на 41% по отношению к январю-апрелю 2014 г.
С 22 апреля резко увеличились (на 25%) спотовые цены на железную руду, перейдя в мае отметку $60/т, CFR в Китае. Поводом стало намерение корпорации BHP Billiton отложить воплощение крупного проекта по расширению железорудных мощностей. Нахождение дна по сырью является поддерживающим фактором для цен металлопродукции. Однако есть опасения, что сокращение выпуска металлопродукции в КНР сократит спрос на железную руду. Впрочем, здесь борются разные тенденции. 12 мая китайская Baosteel сообщила, что перенесла пуск железорудного проекта в Австралии на не менее 18 месяцев.
Очень большие потрясения для российских потребителей в период девальвации рубля вызвали цены на алюминий. Цены на внутреннем рынке на этот металл в начале года выросли сильнее, чем по черному металлопрокату. Сводный индекс по алюминию (infogeo – прайсы производителей центрального региона) составил на 22.02.2015 г. (к январю 2010 г.) 182,68%, тогда как индекс черных металлов лишь номинально превзошел 150%. С 12.10.2014 г. по 22.02.2015 г. цены на алюминий выросли на 64,8%, а на черные металлы “только” на 19%. В апреле цены стали корректироваться как из-за снижения курса доллара, так и снижения спроса. На 29.04.2015 г. сводный индекс алюминия (к янв.2010 г.) был равен 162,1%, а черных металлов 148,45%, соответственно по отношению к прайсам 12.10.2014 г. цены выросли на 45,5% и 17%.
На мировом рынке цены на алюминий в 2015 г. не имели четкого тренда. В начале года биржа LME ввела новые правила отгрузки алюминия с биржевых складов с тем, чтобы ускорить время поставки товара. Предполагалось, что это снизит премии за срочность к цене и соответственно возрастут биржевые цены алюминия. Запасы на бирже стали снижаться, это помогло сначала росту биржевой цены на LME. Однако избыточное предложение на рынке первичного алюминия обратило биржевой рост вспять. Китайский экспорт алюминия и его сплавов вырос в январе-апреле на 30,5%, что представило нагрузку для производителей алюминия. В результате в апреле «Русал» заявил о возможной консервации 200000т мощностей в 2015 г. В своем отчете за первый квартал 2015 г. «Русал» указал на то, что премии “к бирже” в цене его поставок уменьшились всего на $5 в отличие от Европейских потерь -$72. Но в апреле ситуация изменилась в худшую сторону. Если на 31.12.2014 г. duty paid premium (Роттердам) была на уровне $411, то 15 мая всего $100. Биржевая цена на алюминий была соответственно на эти даты $1825 и $1817.5.
Выводы. В силу тенденций цен на мировых рынках второй квартал для производителей металлопроката будет не столь убедительным, как первый. За первый квартал уже очень успешно отчитались «Северсталь» и «Русал». Эффект девальвация рубля, который существенно повысил рентабельность экспортных поставок в начале года, во втором квартале будет частично нивелирован за счет укрепления курса национальной валюты. К тому же мировые цены на прокат и алюминий во втором квартале за счет избыточного предложения понизились, а это в свою очередь повлияло негативно на внутренние рублевые цены. Если в начале года экспорт относительно легко компенсировал падение внутреннего спроса, то во втором квартале это становится более проблематичным. Остроту ситуации со сбытом подчеркивает начало расследования Европейской комиссии по обвинению России и Китая в демпинге цен на холоднокатаную сталь на европейском рынке. Еще в январе Евросоюз ввел пошлины на импорт сварных труб из России, Китая и Беларуси. Пошлины для группы ОМК определены в 10,1%, для предприятий группы ТМК – 16,8%, для остальных российских компаний (включая «Северсталь») – 20,5%. (Металлоснабжение и сбыт/Металл Украины и мира)