Последние несколько лет емкость рынка металлопроката Петербурга и Ленобласти оставалась на одном и том же уровне и оценивалась в 1,4-1,6 млн. т проката в год. В этом году впервые эти цифры снизились: участники рынка говорят о 1,2 млн. т в год как о максимально возможном показателе для 2015 г. Ежемесячное потребление проката составляет около 100 тыс. т в высокий сезон и около 80 тыс. т в низкий сезон, который приходится на зимние месяцы.
Основные покупатели металлопроката – строительные компании. До сих пор наибольшие объемы потребления приходились на сортовой металлопрокат (около 50%), далее шли листовой металл (25%), фасонный металлопрокат (12%) и трубы (10%). В этом году трейдеры фиксируют другие тенденции. Сортовой металлопрокат по-прежнему наиболее популярен (до 60%), но, по словам директора обособленного подразделения “Металлокомплект-М” А. Бенглянца, единственными товарными группами, на которые спрос пока не снизился, являются оцинкованный и трубный прокат.
В целом металлотрейдеры говорят о значительном снижении продаж, называя основной причиной этого стагнацию в строительстве. “Снижение объемов ипотечного кредитования сказалось на позициях девелоперов, и даже крупнейшие компании почувствовали падение спроса. Сократилось число новых строительных объектов, а это привело к снижению спроса на металлопрокат”, – говорит директор по маркетингу “Евраз Металл Инпром” Н. Береза.
По оценкам руководителя группы компаний БМК С. Васильева, по итогам января-июля продажи упали на 15%. Арсен Бенглянц говорит, что отрицательная динамика проявилась уже в I квартале. Директор петербургского филиала “Северсталь Дистрибуции” О. Игнашов оценивает падение рынка в первом полугодии в 20-30%. И прогнозы неутешительны: трейдеры говорят о том, что рынок по-прежнему вошел в пике, и ожидают годового спада до 50%.
Пик падения, по словам участников рынка, пришелся на II квартал, когда у строительных компаний закончились заработанные в конце 2014 г. деньги. Самым “провальным” трейдеры называют август. Продавцы металлопроката стараются удержаться на плаву. Они меняют ассортимент, осваивают смежные ниши – начинают продавать пластиковые трубы, рельсы. Крупные трейдеры выходят на рынок госзакупок и осваивают тонкости работы с монополиями. “Мы стараемся налаживать работу с “Газпромом”, РЖД”, – говорит С. Васильев.
При этом все участники рынка ждут повышения цен на металлопрокат еще до конца года. Очевидно, что из-за роста курса евро и доллара металлотрейдерам выгодно экспортировать продукцию, а цены на внутреннем рынке рано или поздно должны “подтянуться” к ценам на внешнем рынке. Но пока этого не произошло, поскольку поднять цены на фоне снижающегося спроса на продукцию сложно, говорит О. Игнашов.
Производители проката стараются переориентировать свободные объемы на экспортные поставки. “При этом нехватка платежеспособного спроса и большие складские остатки трейдеров на петербургском рынке оказывают давление на цены”, – подтверждает Н. Береза. Но не все поставщики могут оперативно уводить свободные объемы на экспорт. “Включить в цену для внутреннего рынка всю курсовую разницу у производителей не получится, но растущие ценовые изменения неизбежны.
В сентябре минимальное повышение цен на внутреннем рынке на плоский прокат составит 2%, на трубы – 2%, на сортовой и фасонный прокат – 3-4%. При этом не все производители зафиксировали в контрактах цены на август, поэтому в сентябре ожидаются длительные ценовые переговоры между покупателя-ми и продавцами металлопроката”, – говорится в отчете “БрокИнвестСервис”.
Зато падение рубля практически “вымыло” с рынка импортный металлопрокат. “Высокий курс валют не позволяет поставщикам импортной продукции конкурировать с отечественными производителя-ми. Поэтому рынок Петербурга для импортного металлопроката можно считать закрытым”, – объясняет Н. Береза. (Деловой Петербург/Металл Украины и мира)