Трубная металлургическая компания Дмитрия Пумпянского заморозила планы по IPO североамериканского дивизиона TMK Ipsco не менее чем на два года. Причины – падение цен на нефть и обвалившее спрос на трубы на 60%. По тем же причинам ранее отказалась от IPO своего американского дивизиона и Evraz. В ТМК считают, что разворот спроса возможен при цене $60/баррель.
ТМК Дмитрия Пумпянского (владеет 67,8% акций) как минимум на два года отложила IPO североамериканского дивизиона TMK Ipsco, заявил вице-президент компании по стратегии и развитию бизнеса Владимир Шматович Bloomberg TV. На TMK Ipsco стабильно приходится пятая часть продаж компании (выручка за первое полугодие – $2,3 млрд.), и о публичном размещении дивизиона ТМК задумалась еще в середине 2014 г. В ноябре компания официально подтверждала, что начала подготовку к IPO. В июне 2015 г. Пумпянский уже более осторожно говорил о перспективах размещения, заявляя, что ТМК “стратегически верит в фундаментальные показатели рынка США”, но IPO дивизиона “еще преждевременно” (возможное смещение сроков тогда не называлось).
Причины замораживания – падение нефтяных цен и сокращение объемов бурения в США. По оценкам Citi Research, капзатраты нефтегазовых компаний на разведку и добычу в Северной Америке, выросшие вдвое с 2009 г. по 2014 г. (примерно до $300 млрд. в год), в 2015 г. сократятся до $160-170 млрд., а восстановление рынка начнется только в 2017 г. (данные из презентации ТМК). В первом полугодии рынок нефтегазовых труб в США упал на 60%, а продажи TMK Ipsco – на 48%, причем на них повлияло не только падение спроса, но и приток импорта – в первую очередь из Южной Кореи, рассказал “Ъ” Владимир Шматович. По его словам, по итогам девяти месяцев загрузка мощностей TMK Ipsco по сварным трубам (1,1 млн. т в год) составляет 37%, по бесшовным трубам (400 тыс. т) – 70%. При этом компания приостановила производство на заводе Camanche мощностью 250 тыс. т сварных труб в год – на этот сегмент труб пришлось самое серьезное падение и наплыв импорта.
По итогам полугодия у TMK Ipsco была положительная EBITDA ($12 млн.) за счет первого квартала, сейчас дивизион “бьется за то, чтобы и по итогам года оставаться прибыльным по EBITDA и самодостаточным по денежному потоку”, говорит Владимир Шматович. По его словам, себестоимость производства в США “сопоставима” с российскими заводами группы, и ТМК по-прежнему заинтересована в присутствии на рынке. “Американские нефтяники будут прибыльны даже при цене $40-45/баррель, а если она поднимется до $60 до конца 2016 г., то будет серьезный разворот”, – считает господин Шматович. По его словам, если американский дивизион сможет при восстановлении рынка выйти на $250-270 млн. годовой EBITDA (как это было в 2005 г. и 2011 г.), то при плановом снижении долга на $200 млн. в год ТМК может достигнуть целевого показателя долговой нагрузки 2,5 EBITDA (по итогам первого полугодия – 3,67).
О планах IPO североамериканского дивизиона в 2014 г. задумывалась и Evraz, но столкнулась с теми же проблемами: половину выручки дивизиона обеспечивал трубный бизнес Evraz North America, а резкое падение цен на нефть заставило компанию заморозить планы. Владимир Сергиевский из Barclays замечает, что менеджмент ТМК не питает иллюзий относительно быстрого восстановления нефтяных цен, пересматривает свои затраты в условиях слабого рынка (capex на 2015-2017 гг. снижен на 30% до $600 млн.) и считает приоритетным работу на российском рынке, где есть стабильный спрос. Но и долгосрочные перспективы рынка пока не очевидны, указывает аналитик. (Коммерсант/Металл Украины и мира)