ОАО «РЖД» может получить до 40% проектной компании, в которую “Мечел” и Газпромбанк (ГПБ) внесут железнодорожную ветку от Эльгинского угольного месторождения до БАМа. Это не окончательный вариант сделки, но именно к нему склоняется монополия.
ОАО «РЖД», “Мечел” и ГПБ могут создать концессию для управления инфраструктурой якутского Эльгинского угольного месторождения (запасы – около 2 млрд. т коксующегося угля), заявил журналистам глава ОАО «РЖД» Олег Белозеров в кулуарах инвестфорума в Сочи. “Чтобы проект заработал, должна хорошо работать не только железная дорога, но и должен развиваться порт, и сама добыча с обогащением,- рассказал он. – Все это нужно увязать в один проект. Мы пришли к выводу, что концессионное соглашение могло бы быть наиболее удобным вариантом сложения таких усилий”. Выбор концессии он объяснил тем, что “можно было бы долгосрочность железнодорожного тарифа плюс обязательства по нескольким активам прописать в одном документе”.
Лицензия на Эльгинское месторождение принадлежит ООО “Эльгауголь”, железная дорога длиной 321 км – ООО “Эльга-Дорога”, оператор дороги – ООО “Мечел Транс Восток”. Во всех трех компаниях у “Мечела” по 51% долей, у ГПБ – по 49%. Банк получил доли в 2016 г. при реструктуризации долга “Мечела”.
В отчете за 2015 г. “Мечел” указывал, что инвестировал в Эльгу 63 млрд. руб., большая часть пошла на строительство железной дороги (год назад ее оценивали в 65,5 млрд. руб.). Создание дороги было прописано в условиях лицензии, но с 2014 г. “Мечел” не раз поднимал тему продажи инфраструктуры ОАО «РЖД», чтобы снизить долг. В компаниях говорили, что диалог продолжается, но металлурги склонялись к продаже дороги, а в ОАО «РЖД» говорили, что не хотят быть единоличным владельцем.
Вчера Олег Белозеров заявил, что “Мечел” и ГПБ попросили ОАО РЖД поучаствовать в специальной проектной компании (SPV) “на величину до 40%”. “Мы считаем, что такой вариант возможен, взяли порядка месяца на доработку этой модели”, – уточнил топ-менеджер. “Мечел” заинтересован в реализации сделки, которая позволила бы компенсировать затраты на строительство ветки Улак–Эльга и обеспечила бы финансирование увеличения ее пропускной способности”, – заявили “Ъ” в “Мечеле”, уточнив, что полученные средства компания планирует направить на снижение долга и дальнейшее финансирование Эльгинского проекта. Вопрос концессии в “Мечеле”, ОАО РЖД и ГПБ не комментировали.
Один из источников “Ъ”, знакомых с ситуацией, говорит, что окончательного варианта нет, а названная главой ОАО «РЖД» схема предполагает создание SPV, в капитал которой “Мечел” и ГПБ могут внести как минимум железную дорогу, а монополия – оплатить долю деньгами, а затем получить дорогу в концессию. “Очевидно, руководство ОАО «РЖД» не хочет нагружать монополию долгом на выкуп дороги целиком, а присутствие “Мечела” и ГПБ в SPV будет гарантией софинансирования и развития Эльги”, – рассуждает источник “Ъ” в отрасли, знакомый с проектом.
В ВТБ сказали “Ъ”, что пока “не получали сформированного предложения” (по финансированию ОАО «РЖД» для сделки), но банк будет готов рассмотреть его и принять решение об участии, “когда будет понимание по параметрам планируемой трансакции”. В Минэкономики и ФАС тема еще не обсуждалась, представители вице-премьера Аркадия Дворковича, Минфина и Минтранса не ответили “Ъ”.
В декабре глава ВЭБа Сергей Горьков (ВЭБу заложено 49% в “Эльгаугле” из доли “Мечела” по бридж-кредиту на $167 млн.) говорил, что госкорпорация может возобновить кредитование Эльги (ранее говорили о $2 млрд.) при условии “трансформации сделки” и тема обсуждается с “Мечелом” и ГПБ. Вчера он заявил, что переговоры продолжаются. В ВЭБе добавили “Ъ”, что “сейчас рассматривают варианты реструктуризации долга перед госкорпорацией”. “Но в рамках концессии участия ВЭБа не предполагается: ни в кредитном, ни в акционерном финансировании”,- утверждают два источника “Ъ”. (Коммерсант/Металл Украины и мира)