После начала российского вторжения в Украину экспорт украинской железной руды в регион MENA прекратился. В 2021 году объем поставок составлял 1,7 млн т. Об этом рассказал Станислав Зинченко, директор GMK Center, в своем выступлении на ежегодной конференции Fastmarkets “Middle East Iron & Steel 2022” в Дубае (ОАЭ). Для возобновления поставок ЖРС и стальных продуктов из Украины в MENA необходимо разблокировать морские порты в Украине.
Фактически российские военные корабли блокируют поставки железорудной продукции из черноморских портов Украины. Отечественные предприятия поставляли в регион MENA продукцию с высоким содержанием железа. Больше всего от таких перебоев с поставками пострадал Алжир.
Война также вызвала другие сбои в цепочках поставок MENA. Страны Ближнего Востока и Северной Африки не получают украинский чугун, сортовой прокат. Снизился импорт в регион стальных полуфабрикатов и плоского проката из Украины. Потери достаточно велики. Например, за 9 месяцев 2022 года Катар лишился 129 тыс. т стальных полуфабрикатов из Украины.
Напомним, что украинская металлургия сильно пострадала от блокады Черного моря российским военным флотом. Об этом говорится в исследовании GMK Center. Отправки морем были главным путем для экспорта. До войны доля морского транспорта в экспорте железной руды составляла 60%, чугуна и стали – 80%. Сейчас в Украине продолжают работать только дунайские порты, но они имеют относительно небольшие мощности и не могут решить существующих логистических проблем.
Экспортеры из украинского горно-металлургического комплекса были вынуждены перенаправить грузопотоки в морские порты ЕС по железной дороге, однако там нет свободных мощностей для обработки всех украинских грузов. Кроме того, ж/д переходы границах с европейскими странами также не справляются с возросшими объемами украинских грузов, поэтому железнодорожные вагоны подолгу стоят в очередях на границах. В результате среднее расстояние до порта отправки для украинских экспортеров увеличилось в пять раз, а стоимость доставки в порт назначения – в среднем в 3-4 раза.
Блокировка морских портов приводит к значительным потерям экспорта черной металлургии Украины. По оценкам GMK Center, ежемесячный объем таких убытков составляет $420 млн. Для страны все возможности увеличить производство и экспорт продукции черной металлургии связаны с разблокировкой портов. (GMK Center/ Металл Украины и мира)