Падение курса рубля резко осложнило ситуацию на российском рынке нержавеющей стали. В различных товарных сегментах рынка доля иностранной продукции колеблется от 33,3% до 95,7%. При этом более 85% объема реализации приходится на металлоторгующие компании, которые являются основными поставщиками продукции для конечных потребителей.
В последние годы доступность кредитных ресурсов для металлоторгующих компаний способствовала наращиванию объемов предложения, которые существенно превысили реальный спрос внутри страны. Практически любая компания могла оформить рублевый кредит, купить валюту, разместить заказ у иностранных и/или российских поставщиков и предлагать продукцию на внутреннем рынке. Следствием такой монетарной политики стали рост количества игроков, увеличение объемов складских запасов и усиление конкуренции между металлоторгующими компаниями. Борьба за конечного потребителя привела к широкому распространению практики отсрочки оплаты товаров, которая стала достигать до 3-х месяцев. В результате средства потребителей, ранее участвующие в закупках трейдеров, снизились практически до нуля. Подавляющая часть российского оборота легла на плечи металлоторгующих компаний. При этом по нашим оценкам более 60% оборотных средств металлоторгующих компаний являются заемными, полученными от банков в этом году по средней ставке 12-13%. В начале года ключевая ставка составляла 5,5%, с тех пор ЦБ повышал ее 6 раз. 16 декабря 2014 г. Центробанк повысил ключевую ставку с 10,5% до 17%. По задумке авторов, этот шаг позволит снизить спекулятивную составляющую, что в совокупности со снижением ликвидной массы и других шагов ЦБ РФ обязательно отразится на стабилизации курса рубля на ММВБ (конечно при низкой волатильности цен на нефть).
Оборотной стороной этой медали является резкий рост кредитных ставок для компаний малого и среднего бизнеса, которые составляют основу “кровеносной системы” российского рынка нержавеющей стали. Уже сейчас для новых проектов банки предлагают кредиты по ставкам 17,5-19,5%.
Таким образом, к концу 2014 г. участники российского рынка нержавеющей стали подошли с резким ухудшением внешних условий ведения бизнеса, в частности: резкое падение платежеспособного спроса со стороны конечных потребителей; снижение рублевой ликвидности и рост кредитных ставок на ~60%; падение курса рубля на ~46%; прогнозируемый рост цен на нержавеющую сталь на внешнем рынке в 2015 г.
К чему это может привести, и что ждать в среднесрочной перспективе: резкое падение объемов импорта продукции из нержавеющей стали; сокращение объемов заказов у отечественных производителей со стороны металлоторгующих компаний; резкий рост внутренних цен и переход на ценообразование в условных единицах при предоставлении отсрочки оплаты продукции; падение платежеспособного спроса и увеличение объемов кредиторской задолженности; банкротство и/или уход с рынка наиболее уязвимых трейдеров.
Собственно, аналогичную картину мы наблюдали и во время кризиса 2008-2009 гг. Объем потребления основных видов продукции из нержавеющей стали в России снизился на 36,2% с 300,4 тыс. т в 2008 г. до 191,8 тыс. т в 2009 г. При этом отечественное производство сократилось на 32,9% до 88,8 тыс. т, экспорт – на 39,2% до 6,5 тыс. т, а импорт – на 38,7% до 109,6 тыс. т, констатирует Ассоциация “Спецсталь”.
Многим компаниям пришлось отказаться от торговли нержавеющей сталью или вовсе уйти с рынка. При этом наиболее устойчивые трейдеры привели в порядок свою структуру, оптимизировали складские запасы и свою закупочную деятельность, стали более серьезно относиться к своим издержкам и активно использовать маркетинг, ориентированный на конечного потребителя. В результате кризис был пройден, а уже в 2010 г. потребление нержавеющей стали в России превысило докризисный уровень почти на 4,0% и составило более 312 тыс. т. (Металлоснабжение и сбыт/Металл Украины и мира)