Февральский спад на ближневосточном рынке металлолома обернулся ростом в марте, когда поставщики сырья из США и Евросоюза резко сократили объем предложения для турецких металлургов. Из-за этого тем потребителям, что исчерпали запасы и нуждались в срочном приобретении лома для покрытия апрельских потребностей, пришлось принимать условия поставщиков. К середине марта стоимость материала HMS №1&2 (80:20) вышла в интервал $365-370/т, CFR, а американские трейдеры начали выставлять предложения на уровне $370-375/т, CFR. Подорожание составило порядка $15-20/т по сравнению с концом февраля.
По данным наблюдателей, в середине марта сделки на турецком рынке лома заключались достаточно активно, но имели, можно сказать, вынужденный характер. Для сталелитейных компаний стоимость сырья была весьма высокой, учитывая отсутствие значительного прогресса на региональном рынке длинномерного проката. Как и ранее, поддержание относительно высоких цен на металлолом базировалось, с одной стороны, на ограниченном объеме поставок и, с другой, на нехватке сырья у некоторых компаний. Ближе к концу марта стоимость HMS №1&2 (80:20) в некоторых случаях превысила отметку $370/т, CFR, но обороты торговли значительно упали. Потребители пытаются до последнего проводить выжидательную политику, надеясь на подорожание арматуры в апреле. В то же время, экспортеры лома также не торопятся, считая, что обстановка складывается в их пользу.
В течение марта внутренние котировки на металлолом в США опустились на $20-30/т, а на европейском рынке спад составил 10-15 евро/т. Это привело к дальнейшему уменьшению сборов лома и в конце концов усилило позиции поставщиков, не ушедших с рынка. По мнению трейдеров, в апреле стоимость металлолома должна возрасти по обе стороны Атлантики. И хотя этот рост пока представляется не слишком значительным, экспортеры настроены на повышение, по меньшей мере, на $10/т по сравнению с нынешним уровнем. Увеличение котировок на металлолом, безусловно, будет тормозиться слабостью рынков готового проката на Ближнем Востоке и в Восточной Азии. Металлургические компании не рассчитывают на существенное подорожание арматуры и катанки в ближайшие несколько недель и поэтому будут сопротивляться росту цен на сырье. Однако, с другой стороны, производителям стали будет сложнее противостоять поставщикам вследствие отсутствия “дешевой альтернативы”. В отношении нее даже в Восточной Азии ситуация выглядит уже не такой однозначной.
На протяжении большей части марта внутренние цены на металлолом в Японии шли вниз, потеряв порядка 4,5-5 тыс. иен/т (около $45-50) по сравнению с февралем. Экспортные котировки на материал Н2 во второй декаде марта колебались вокруг отметки $300/т, FOB, опускаясь чуть ниже или приподнимаясь выше этого уровня в соответствии от соотношения курсов доллара и иены. Но во второй половине марта стоимость лома в Японии стабилизировалась благодаря началу весеннего подъема в строительной отрасли, а экспортеры предприняли попытку подъема цен до $315/т, FOB и более.
Аналогичную политику, очевидно, будут проводить и другие поставщики. Российские компании во второй половине марта заключали контракты с корейскими клиентами на уровне немногим ниже $355/т, CFR, но постараются продвинуться выше этой отметки в апреле. Американские трейдеры, в середине месяца добившиеся повышения котировок на HMS №1&2 (80:20) при поставках на Тайвань до $345-350/т, CFR, в дальнейшем были вынуждены немного отступить, но намерены взять реванш в апреле. Традиционно металлолом в начале второго квартала дешевеет вследствие увеличения сборов. Но в этом году экспортеры сырья были вынуждены пойти на уступки зимой, а в весенние месяцы попытаются компенсировать прежние потери. (Rusmet/Металл Украины и мира)